«К школе готов!»: специалист о профилактике дисграфии у дошкольников

«К школе готов!»: специалист о профилактике дисграфии у дошкольников

В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма – ДИСГРАФИЯ. О том, как преодолеть ее, рассказывает логопед полустационарного отделения реабилитации детей с ОВЗ (г. Новомосковск) Ангелина Ковтун:

 

 - Решением проблем дисграфии у детей является ее профилактика.

 

Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.

 

     Развитие внимания, памяти и мелкой моторики – главные составляющие работы по профилактике дисграфии. Помимо развития сенсорных эталонов и развития навыков ориентировки в пространстве, необходимо развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

 

     Для этого дошкольникам 5-6-летнего возраста в игровой форме можно предложить следующие задания:

           - сложить картинку из 2-4-6-8 частей;

           - выложить фигуры из палочек по образцу и по памяти;

           - виды зрительных диктантов (запомнить кол-во и последовательность);

           - найти ранее предъявляемые картинки;

           - воспроизведение предложенных движений в заданной последовательности;

           - работа с клеточной бумагой и точками и т.д.

 

       Задания для детей, знающих буквы: (найти отличие и сходство; составить буквы из элементов из узнаваемого на ощупь материала; конструирование букв; лепка букв из пластилина).

 

           Игры для профилактики дисграфии:

 

  1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
  3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова)
  4. Назвать гласные в слове.
  5. Записать только гласные данного слова.
  6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.
  7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
  8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
  9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.
  10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.
  11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, (например: ―улей‖, ―домик‖, ―машина‖, ―луна‖, ―жаба‖). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.
  12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки: __буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.
  13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка).
  14. Найти в предложении слова с определѐнным количеством слогов.

 

Данные упражнения вполне подходят для выполнения

детьми дошкольного возраста:

 

  1. Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д.
  2. Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
  3. Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
  4. Продиктуйте ребенку небольшой отрывок текста. Его задача – писать и проговаривать вслух все, что он пишет, именно так, как это пишется. При этом, нужно подчеркивать слабые доли – те звуки, которым не уделяется внимания при произношении, к примеру, мы говорим: «на стАле тАит чашка с мАлАком», а пишем: «на стОле стОит чашка с мОлОком». Вот именно эти доли ребенок должен подчеркнуть. Это же касается дописывания и четкого проговаривания окончаний слов.
  5. Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
  6. Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
  7. Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.

 

    Таким образом, эти простые игры и упражнения позволяют научить «руку слышать глаз». Данные задания выявляют волевую готовность ребенка к школе, его работоспособность, формируют произвольное внимание при помощи определенных средств.

 

        Желаем всем детям хороших оценок!