Предупреждён, значит… с деньгами

Фото: скриншот пямого эфира
В сообществе «Город Новомосковск» в социальной сети ВКонтакте прошел очередной прямой эфир, на этот раз - с прокурором города Дмитрием Джерики. Тема эфира: «Осторожно, мошенники!».
Разговор начался с упоминания статистики по делам о мошенничестве в нашем городе. И цифры эти тревожные: в Новомосковске отмечается рост мошенничества: за девять месяцев 2025 года совершено 182 преступления. В этом году возбуждено 294 дела на сумму свыше 72 миллионов рублей.
Что особенно печально, количество пострадавших растет, несмотря на принимаемые меры профилактики. Как рассказал Дмитрий Джерики, профилактические методы применяются разные: проводятся лекции, в общественных местах размещаются брошюры с предупреждениями, информация показывается на телевидении и в транспорте. Но, несмотря на усилия, эффективность профилактики остается низкой. Поэтому главная цель разговора – еще раз напомнить жителям о самых распространенных схемах мошенничества и рассказать, как защитить свои средства.
Дмитрий Джерики объяснил, что по-прежнему очень часто звонят мошенники, представляющиеся сотрудниками правоохранительных органов или военной прокуратуры. Они, не давая времени на размышления, требуют предоставить доступ к банковским счетам или услугам. После происходит обналичивание средств, перевод в криптовалюту или на зарубежные счета.
Нередки также и мошенничества с порталом государственных услуг, продлением обслуживания сим-карт или домофона: звонки о необходимости сообщить код для продления договора, получение доступа к госуслугам и рассылка запросов на личные данные, оформление кредитов и блокировка доступа к госуслугам.
Много случаев мошенничества при продаже или покупке товаров: требование скачать якобы нужное приложение, чтобы избежать уплаты комиссии, после чего мошенники получают доступ к банковской карте и списывают средства. Мошенничество через видеосвязь: звонки от «сотрудников банка» или «правоохранительных органов», перевод средств на «безопасные» счета или оформление кредитов, когда средства также забирают мошенники.
Дмитрий Джерики привел конкретные примеры мошенничества:
- Последние два преступления у нас были совершены в июле текущего года. Мошенники позвонили двум пенсионерам на стационарные телефоны. Одной жертве сообщили о том, что будет производится замена домофона, другой – о продлении медицинского полиса. И потребовали предоставить данные СНИЛС и паспорта. На следующий день пенсионеркам позвонили другие люди, которые представились сотрудниками военной прокуратуры и начали запугивать жертв, утверждая, что они стали спонсорами ВСУ и что уже выехали сотрудники правоохранительных органов для задержания. Пенсионерок убедили, что вчера их личные данные получили мошенники, поэтому все имеющиеся средства нужно срочно передать в налоговую инспекцию и переписать номера купюр. Мошенники убеждали бабушек, что в течение двух недель средства им вернутся, но в этот промежуток времени нельзя никому звонить и сообщать, что деньги декларируются. За деньгами к пенсионеркам приехал курьер, после чего средства были переведены в криптовалюту. Всего ущерб составил 980 тысяч рублей. Нам удалось задержать лиц, выступавших в роли курьеров, и возместить ущерб потерпевшим. Уголовное дело направлено в суд.
На вопрос, какие категории людей наиболее уязвимы перед мошенниками, прокурор ответил, что, как показывает статистика, работоспособные граждане составляют более 60% жертв. Что касается такого вида телефонного мошенничества, где представляются родственниками, то чаще жертвами становятся люди из социально незащищенных групп: пенсионеры, инвалиды. В основном это звонки на стационарные телефоны.
Как жертвами, так и мошенниками могут быть разные категории людей, преступления совершаются одним лицом или, чаще, группами, нередко мошенники могут уже находится в местах заключения. Используются дроперы, которые приобретают банковские карты и передают их мошенникам. Для убедительности мошенники переодеваются в форму врачей или других лиц, чтобы ввести в заблуждение.
В ходе встречи прозвучал и самый главный вопрос: какой способ уберечься от мошенников самый действенный?
И первое, о чем упомянул Дмитрий Джерики: надо класть трубку, как только вы слышите просьбу сообщить личные данные.
- Сотрудники банков не спрашивают PIN-коды, номера карт, СНИЛС и паспортные данные. При сомнениях звоните в банк сами. Если мошенники взломали ваши социальные сети, мессенджеры они могут использовать переписку для обмана. Если поступает просьба дать взаймы деньги, перезванивайте родственникам, чтобы проверить их намерения.
Несмотря на большое количество затруднений, сложные преступления раскрываются, даже если мошенники находятся за пределами РФ. В таких случаях привлекаются к ответственности и возмещают ущерб те лица, которые являются пособниками мошенников на территории Российской Федерации.
Упомянул прокурор и о мошенничестве через детей.
- На территории Тульской области уже были такие факты, когда с помощью подменного номера ребенку позвонили якобы из школы. Пояснили, что разговаривали с мамой, и от ее имени попросили передать все денежные средства дяде, который приедет. Необходимо объяснять детям, показывать ролики, как мошенники могут использовать детей для получения денег. Если ребенок сам вовлекается в мошенническую деятельность, а такие случаи тоже бывали, родители несут ответственность за действия детей.
В завершении разговора Дмитрий Джерики рассказал, как правильно действовать, если человек понял, что уже попался на уловки мошенников:
- Самое первое – позвонить в свою кредитную организацию (банк) и сообщить, что в отношении вас совершены мошеннические действия и нужно приостановить движение средств по счету. После чего позвонить в правоохранительные органы и максимально подробно описать обстоятельства, которые с вами произошли, предоставить всю информацию: номера телефонов, адреса, время звонков, банки, коды, счета. В таком случае полиция может принять необходимые меры по аресту счета. Есть факты, когда успевали заморозить счет и сберечь деньги. Если вас взломали в интернете, сообщите в техподдержку о взломе для блокировки запросов и восстановления пароля.