Трудный подросток. Как с ним работать?

Фото ИА "Регион 71"
Об этом рассказывает педагог-психолог полустационарного отделения реабилитации детей с ОВЗ (г. Новомосковск) Ольга Королева:
- Понятие «Трудный подросток» прочно укоренилось в научном словаре педагогики и педагогической психологии. Так называют подростка, с которым взрослые, в первую очередь, педагоги, испытывают трудности. Но, вместе с тем, если попросить любого опытного преподавателя вспомнить самые яркие события или случаи из его педагогической практики, он, как правило, вспомнит не процент отличников, а совсем другое. Например, сложные отношения с «трудным» учеником; непростой процесс завоевания доверия у «трудной» группы; рассказы воспитанников о своих проблемах; реальную помощь кому-то из родителей и т.д. Проблема трудностей в поведении и общении подростка обостряется в переходные периоды, когда меняется и сам человек, и система его взаимоотношений с окружающими.
Трудный подросток – ребенок от 9 лет, поведение которого не вписывается в нормы, принятые в обществе. К категории трудных подростков относятся те, которые не могут найти общий язык с преподавателями, родителями. Любые методы воспитания принимаются в штыки. При этом их протест доставляет и им множество неудобств. Многие родители предполагают, что трудный подросток чувствует удовлетворение от своих ужасных выходок, однако в действительности, на подсознательном уровне он испытывает страдания. У таких ребят имеются сложности психологического характера, и это проявляется практически во всем. Они проявляют агрессию, у них часто меняется настроение, подавленность сменяется вспышками ярости, они испытывают депрессивное состояние, страх. Все это подавляет трудного подростка, оборачивается проблемами в учебе, в семье. Общая учебная программа им дается сложнее, они не желают выполнять общие требования, ссорятся с учителями. При этом такие дети необязательно похожи друг на друга: кто-то отстает в физическом развитии, другой обгоняет по этому показателю прочих сверстников, третий чрезмерно возбудим, четвертый очень замкнут и так далее.
Знаменитый воспитатель Антон Макаренко заявлял, что к пяти годам формируется личность ребенка и впоследствии внести коррективы в воспитание очень сложно.
Когда впервые появляются признаки того, что в воспитании возникли сложности? В момент, когда ребенок начинает осознавать воспитательное воздействие. Воспитателям и родителям детей важно осознавать это, ведь им приходится иметь дело с чутким и податливым детским мозгом. Родители, воспитывающие трудного подростка, должны осознавать, что сейчас исправляют ошибки, допущенные на предыдущих этапах воспитания.
Типы трудных подростков:
- циники, у которых наблюдается сознательное нарушение социальных норм. Они уверены, что все хотят поступать, как они, и в действиях их сковывает лишь трусость;
- конформисты, идущие на конфликты под воздействием асоциальной компании. Преимущественно эти действия случайны, продиктованы подражанием «кумиру». Наблюдается у трудных подростков, имеющих большую зависимость от мнения окружающих. Зачастую становятся заложниками положения;
- колеблющиеся. Им сложно устоять от соблазнов. Им хочется немедленно удовлетворить спонтанно возникающие потребности. При этом нарушение норм влечет за собой раскаяние;
- аффективные подростки, отличающиеся повышенной обидчивостью и большими притязаниями. Нередко им кажется, что они терпят несправедливое отношение, стремятся к протесту, мести. Среди категории часто встречаются демонстративные суицидники.
В советское время существовала чёткая система регламентированных норм поведения в обществе, поощрений и наказаний за хороший и плохой поступок. С этой целью применялись такие знаки отличия, как красная звёздочка, пионерский галстук и т.д. Сейчас в образовательных и социальных учреждениях делается упор на индивидуальный подход к каждому ученику и выявление его способностей и талантов. Однако, несмотря на разворот педагогики в сторону развития личности, на практике бывает очень непросто работать со «сложными» детьми. В этом случае поможет определенный алгоритм действий и некоторые психологические приёмы.
Приемы воздействия на «трудных» подростков:
- просьба. Этот метод переключает внимание ребёнка с конфронтации на сотрудничество;
- поощрение или авансирование. Поощрение – это, другими словами, «пряник», который даётся ребёнку в знак одобрения его конкретного поступка, в то время как авансирование – положительная оценка или поощрение, которое ребёнок пока не заслужил в полной мере. Данный прием схож с тактикой манипулирования под названием «Правило взаимного обмена» и заключается в том, что все мы ощущаем необходимость платить людям «той же монетой». Поэтому в случае отсроченной похвалы у ребёнка создается ощущение долга и он чувствует обязанность не подвести и не разочаровать;
- обходное движение. Эту методику описывал в своей книге известный педагог Антон Макаренко. В случае когда против «сложного» ребёнка ополчился весь коллектив, взрослый выражает ему поддержку или в некоторых случаях встаёт на его сторону. В такие минуты ребёнок меняет своё отношение к взрослому, он для него становится другом и помощником. Влияние авторитета мгновенно решает конфликтную ситуацию и гасит конфронтацию;
- вовлечение в коллективную деятельность. Человек воспитывается через коллектив. Именно чувство ответственности, общности интересов и целей в сочетании с дисциплиной превращают «сложного» ребёнка во взрослую, сформировавшуюся личность. Хороший вариант – проведение различных конкурсов и игр, когда коллектив делится на группы и они соревнуются за приятные бонусы или титулы. В такой игре каждому члену группы отводится своя роль и своя зона ответственности. Таким образом, противостояние «сложного» ребёнка со взрослым превращается в здоровое соревнование со сверстниками, что только развивает его как личность. Этот метод позволяет «трудным» подросткам включиться в игру, проявить свои лидерские качества;
- авторитет и личный пример. «Только живой пример воспитывает ребёнка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом» (А. С. Макаренко). Это касается не только педагогов, но и родителей. Именно они закладывают основу личности ребёнка, учат уважать старших, быть дисциплинированным и самостоятельным. Каждый ребёнок проходит через период негативизма и неприятия правил и норм, что является частью его психологического развития.
Первый раз с таким феноменом родители сталкиваются, когда малышу исполняется 3 года. Неожиданно их ребенок начинает отказываться выполнять просьбы взрослых и делает первые шаги в сторону автономии, кидая в родителей ложку с супом или переворачивая тарелку с малоприятными овощами. Второй раз это случается в подростковом возрасте, когда он нащупывает свои личностные границы и теряет привязанность к своим взрослым.
Таким образом, любой ребёнок бывает «трудным» в том или ином возрасте, это естественный процесс его взросления и становления психики. Поэтому необходимо не «лечить» это состояние, а помогать ребёнку найти правильную дорогу и выбраться из мира внутренних противоречий.
Часто подросткам бывает сложно самостоятельно справляться с жизненными обстоятельствами. Они нуждаются в поддержке в решении целого ряда задач – от внутренних конфликтов до сложностей взаимодействия с внешним миром. Родителям важно быть чуткими и замечать любые изменения в поведении ребенка, так как переживания подростков могут быть вызваны эмоциональной и психологической нестабильностью, которую они боятся или не могут выразить словами. В таких ситуациях помощь психолога может не только облегчить их состояние, но также предотвратить более серьезные последствия для психики.
Если несовершеннолетний имеет статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или «ребенок-инвалид» (справка МСЭ), педагоги-психологи Тульского областного центра реабилитации инвалидов (г. Новомосковск, ул. Бережного д. 15) помогут найти причины девиантного подросткового поведения и проведут работу, которая поможет наладить отношения в семье, разрешить конфликтные ситуации, возродить семейные ценности и традиции. В ходе занятий у детей вырабатывается терпимость, появляется взаимопонимание с родителями, формируется чувство ответственности за свои действия.
Да, ребенка можно и нужно воспитывать — хотя, воспитывать нужно в первую очередь себя. А он уже от вас все возьмет. Но это все длительный процесс, и по пути еще многое можно успеть исправить или переделать. Главное, смотреть на него сейчас и думать, каким он станет через двадцать лет. Какие ценности вы закладываете, насколько прочен этот фундамент. Ведь основная задача — не заполнить его знаниями, умными мыслями и советами, а создать сбалансированную целостную личность. Сформировать сильный характер, который поможет ребенку достичь в жизни успеха и стать счастливым.