Главное
Для жителей Тульской области должностные лица проводят личные приемы, консультации, прямые эфиры
Взгляд из прошлого
Ольга Слюсарева: «Важно, что ветераны передают опыт подрастающему поколению»
Мы в соцсетях:
  • Новости
  • Статьи
  • Фоторепортажи
  • Победа-80
  • Рубрики
    • События
    • Общество
    • Город
    • Культура
    • Спорт
    • Происшествия
    • Новости компаний
    • СвоихНеБросаем
  • Контакты
Logo
Logo
  1. Главная
  2. Статьи
  3. Трудный подросток. Как с ним работать?

Трудный подросток. Как с ним работать?

  • 29.06.2025 12:00
Трудный подросток. Как с ним работать?
Фото ИА "Регион 71"

Об этом рассказывает педагог-психолог  полустационарного отделения  реабилитации детей с ОВЗ  (г.  Новомосковск) Ольга Королева:

- Понятие «Трудный подросток» прочно укоренилось в научном словаре педагогики и педагогической психологии. Так называют подростка, с которым взрослые, в первую очередь, педагоги, испытывают трудности. Но, вместе с тем, если попросить любого опытного преподавателя вспомнить самые яркие события или случаи из его педагогической практики, он, как правило, вспомнит не процент отличников, а совсем другое. Например, сложные отношения с «трудным» учеником; непростой процесс завоевания доверия у «трудной» группы; рассказы воспитанников о своих проблемах; реальную помощь кому-то из родителей и т.д. Проблема трудностей в поведении и общении подростка обостряется в переходные периоды, когда меняется и сам человек, и система его взаимоотношений с окружающими.

Трудный подросток – ребенок от 9 лет, поведение которого не вписывается в нормы, принятые в обществе. К категории трудных подростков относятся те, которые не могут найти общий язык с преподавателями, родителями. Любые методы воспитания принимаются в штыки. При этом их протест доставляет и им множество неудобств. Многие родители предполагают, что трудный подросток чувствует удовлетворение от своих ужасных выходок, однако в действительности, на подсознательном уровне он испытывает страдания. У таких ребят имеются сложности психологического характера, и это проявляется практически во всем. Они проявляют агрессию, у них часто меняется настроение, подавленность сменяется вспышками ярости, они испытывают депрессивное состояние, страх. Все это подавляет трудного подростка, оборачивается проблемами в учебе, в семье. Общая учебная программа им дается сложнее, они не желают выполнять общие требования, ссорятся с учителями. При этом такие дети необязательно похожи друг на друга: кто-то отстает в физическом развитии, другой обгоняет по этому показателю прочих сверстников, третий чрезмерно возбудим, четвертый очень замкнут и так далее.

Знаменитый воспитатель Антон Макаренко заявлял, что к пяти годам формируется личность ребенка и впоследствии внести коррективы в воспитание очень сложно.

Когда впервые появляются признаки того, что в воспитании возникли сложности? В момент, когда ребенок начинает осознавать воспитательное воздействие. Воспитателям и родителям детей важно осознавать это, ведь им приходится иметь дело с чутким и податливым детским мозгом. Родители, воспитывающие трудного подростка, должны осознавать, что сейчас исправляют ошибки, допущенные на предыдущих этапах воспитания.

Типы трудных подростков:

- циники, у которых наблюдается сознательное нарушение социальных норм. Они уверены, что все хотят поступать, как они, и в действиях их сковывает лишь трусость;

- конформисты, идущие на конфликты под воздействием асоциальной компании. Преимущественно эти действия случайны, продиктованы подражанием «кумиру». Наблюдается у трудных подростков, имеющих большую зависимость от мнения окружающих. Зачастую становятся заложниками положения;

- колеблющиеся. Им сложно устоять от соблазнов. Им хочется немедленно удовлетворить спонтанно возникающие потребности. При этом нарушение норм влечет за собой раскаяние;

- аффективные подростки, отличающиеся повышенной обидчивостью и большими притязаниями. Нередко им кажется, что они терпят несправедливое отношение, стремятся к протесту, мести. Среди категории часто встречаются демонстративные суицидники.

 В советское время существовала чёткая система регламентированных норм поведения в обществе, поощрений и наказаний за хороший и плохой поступок. С этой целью применялись такие знаки отличия, как красная звёздочка, пионерский галстук и т.д. Сейчас в образовательных и социальных  учреждениях делается упор на индивидуальный подход к каждому ученику и выявление его способностей и талантов. Однако, несмотря на разворот педагогики в сторону развития личности, на практике бывает очень непросто работать со «сложными» детьми. В этом случае поможет определенный алгоритм действий и некоторые психологические приёмы.

Приемы воздействия на «трудных» подростков:

- просьба. Этот метод переключает внимание ребёнка с конфронтации на сотрудничество;

- поощрение или авансирование. Поощрение – это, другими словами, «пряник», который даётся ребёнку в знак одобрения его конкретного поступка, в то время как авансирование – положительная оценка или поощрение, которое ребёнок пока не заслужил в полной мере. Данный прием схож с тактикой манипулирования под названием «Правило взаимного обмена» и заключается в том, что все мы ощущаем необходимость платить людям «той же монетой». Поэтому в случае отсроченной похвалы у ребёнка создается ощущение долга и он чувствует обязанность не подвести и не разочаровать;

- обходное движение. Эту методику описывал в своей книге известный педагог Антон Макаренко. В случае когда против «сложного» ребёнка ополчился весь коллектив, взрослый выражает ему поддержку или в некоторых случаях встаёт на его сторону. В такие минуты ребёнок меняет своё отношение к взрослому, он для него становится другом и помощником. Влияние авторитета мгновенно решает конфликтную ситуацию и гасит конфронтацию;

- вовлечение в коллективную деятельность. Человек воспитывается через коллектив. Именно чувство ответственности, общности интересов и целей в сочетании с дисциплиной превращают «сложного» ребёнка во взрослую, сформировавшуюся личность.  Хороший вариант – проведение различных конкурсов и игр, когда коллектив делится на группы и они соревнуются за приятные бонусы или титулы. В такой игре каждому члену группы отводится своя роль и своя зона ответственности. Таким образом, противостояние «сложного» ребёнка со взрослым превращается в здоровое соревнование со сверстниками, что только развивает его как личность. Этот метод позволяет «трудным» подросткам включиться в игру, проявить свои лидерские качества;

- авторитет и личный пример. «Только живой пример воспитывает ребёнка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом» (А. С. Макаренко). Это касается не только педагогов, но и родителей. Именно они закладывают основу личности ребёнка, учат уважать старших, быть дисциплинированным и самостоятельным. Каждый ребёнок проходит через период негативизма и неприятия правил и норм, что является частью его психологического развития.

Первый раз с таким феноменом родители сталкиваются, когда малышу исполняется 3 года. Неожиданно их ребенок начинает отказываться выполнять просьбы взрослых и делает первые шаги в сторону автономии, кидая в родителей ложку с супом или переворачивая тарелку с малоприятными овощами. Второй раз это случается в подростковом возрасте, когда он нащупывает свои личностные границы и теряет привязанность к своим взрослым.

Таким образом, любой ребёнок бывает «трудным» в том или ином возрасте, это естественный процесс его взросления и становления психики. Поэтому необходимо не «лечить» это состояние, а помогать ребёнку найти правильную дорогу и выбраться из мира внутренних противоречий.

Часто подросткам бывает сложно самостоятельно справляться с жизненными обстоятельствами. Они нуждаются в поддержке в решении целого ряда задач – от внутренних конфликтов до сложностей взаимодействия с внешним миром. Родителям важно быть чуткими и замечать любые изменения в поведении ребенка, так как переживания подростков могут быть вызваны эмоциональной и психологической нестабильностью, которую они боятся или не могут выразить словами. В таких ситуациях помощь психолога может не только облегчить их состояние, но также предотвратить более серьезные последствия для психики.

Если несовершеннолетний имеет статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) или «ребенок-инвалид»  (справка МСЭ),  педагоги-психологи Тульского областного центра реабилитации инвалидов (г. Новомосковск, ул. Бережного д. 15) помогут найти  причины девиантного подросткового поведения и проведут работу, которая поможет наладить отношения в семье, разрешить конфликтные ситуации, возродить семейные ценности и традиции. В ходе занятий у детей вырабатывается терпимость, появляется взаимопонимание с родителями, формируется чувство ответственности за свои действия.

Да, ребенка можно и нужно воспитывать — хотя, воспитывать нужно в первую очередь себя. А он уже от вас все возьмет. Но это все длительный процесс, и по пути еще многое можно успеть исправить или переделать. Главное, смотреть на него сейчас и думать, каким он станет через двадцать лет. Какие ценности вы закладываете, насколько прочен этот фундамент. Ведь основная задача — не заполнить его знаниями, умными мыслями и советами, а создать сбалансированную целостную личность. Сформировать сильный характер, который поможет ребенку достичь в жизни успеха и стать счастливым.

Читайте также

Валентина Кузьмина: Ни дня не жалела о своем выборе

  • 28 июня 2025 18:00

В этом году, юбилейном для Новомосковска, лауреатом муниципальной премии в области медицины стала заведующая детской поликлиникой № 3 Новомосковской НГКБ Валентина Кузьмина. Сегодня она рассказывает о том, как стала медиком и не жалела ли о своем выборе.

Читать далее

Елена Корнева: Зависимость формируется моментально

  • 26 июня 2025 14:30

В завершение антинаркотического месячника зам. главврача по Новомосковскому филиалу областного наркодиспансера Елена Корнева рассказывает об опасностях синтетических наркотиков

Читать далее

«Здесь мной пережито немало…»

  • 22 июня 2025 18:00

Так сошлось, что судьба одного человека оказалась связана практически со всеми юбилейными датами, которые отмечают новомосковцы в этом году. Это журналист «Сталиногорской правды» («Новомосковской…»), поэт Степан Поздняков.

Читать далее

Лента новостей

Для жителей Тульской области должностные лица проводят личные приемы, консультации, прямые эфиры
  • 17:00
Взгляд из прошлого
  • 16:00
Ольга Слюсарева: «Важно, что ветераны передают опыт подрастающему поколению»
  • 15:00
Тульское региональное отделение Ассоциации юристов России проводит консультации
  • 14:00
Алексей Платонов: «Наши бойцы с оружием в руках отстаивают свободу и независимость Родины»
  • 13:00
Трудный подросток. Как с ним работать?
  • 12:00
Ольга Курохтина: «Помогать бойцам - наш долг»
  • 11:00
Все новости

Мы в соцсетях

  • Телеграм
  • Одноклассники
  • Вконтакте

Самое читаемое

1.

Застрелили директора новомосковского колледжа олимпийского резерва и его адвоката
  • 21:17 23 июня 2025

2.

Новомосковцев приглашают на празднование Дня России в Берёзовую рощу
  • 12:01 10 июня 2025

3.

Видео с места двойного убийства под Узловой
  • 22:23 23 июня 2025

4.

Задержан подозреваемый в убийстве директора новомосковского колледжа и его адвоката
  • 08:21 24 июня 2025

5.

От атаки БПЛА минувшей ночью в Тульской области никто не пострадал
  • 09:31 06 июня 2025

© 2024, Сетевое издание НОВОМОСКОВСКАЯ ПРАВДА (nov-pravda.ru).
Реестровая запись Эл № ФС77-80779. Сетевое издание зарегистрировано 07 апреля 2021 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель: государственное учреждение Тульской области "Информационное агентство "Регион 71".

Главный редактор: А.В.Денисов.

Адрес редакции: 301650, Тульская область, Новомосковский р-н, г. Новомосковск, ул. Комсомольская, д. 8.

Знак информационной продукции 12+

Все права на материалы, опубликованные на сайте НОВОМОСКОВСКАЯ ПРАВДА (nov-pravda.ru), принадлежат ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения правообладателя.

яндекс.ћетрика

Страницы

    • О редакции
    • Реклама
    • Подписка
    • Наша история
    • Контакты

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов,
Политикой обработки персональных данных пользователей сетевых изданий, входящих в состав ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и обработкой персональных данных Яндекс.Метрикой нажмите здесь.