Гиперактивный ребенок. Что делать?

Фото: отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья ТОЦРИ
Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) у детей сейчас не редкость. Как родителям вести себя с такими детьми, чем заполнять досуг и как корректировать поведение? На эти вопросы отвечает педагог-психолог полустационарного отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (г. Новомосковск) Тульского областного центра реабилитации инвалидов Олеся Гаврилова.
Гиперактивный ребенок по своей природе подвижен, возбужден, активен, постоянно находится в движении. Такой ребенок очень быстро переутомляется, он часто слишком возбужден, поэтому никакая дополнительная нагрузка ему не нужна.
Как наладить контакт с ребенком?
- Планировать четкий режим дня.
- Следить за выполнением заданий и хвалить ребенка за достижение результата.
- Не нужно стремиться делать что-либо за него, можно ему только помогать.
- Нельзя проявлять грубость, если что-то не получилось.
- Не водить ребенка в места скопления людей, на шумные мероприятия, если он эмоционально восприимчив.
- Избегать перевозбуждения, выполнять домашние задания с перерывом 20 минут;
- Хвалить ребенка за самое незначительное достижение.
Как правильно разговаривать
Речь взрослых должна быть простой и ясной, особенно, когда озвучивается просьба что-то выполнить. У детей с СДВГ могут быть сложности с восприятием. Задания необходимо разбивать, чтобы не перегружать ребенка.
Можно ли повышать голос?
Повышать голос, кричать однозначно нельзя. Гиперактивные дети часто эмоционально лабильны, более восприимчивые и ранимые. Негативные реакции могут закрепиться и только усугубить текущее состояние.
Методики, помогающие корректировать поведение
Детям с диагнозом «гиперактивность», показана нейропсихологическая коррекция. Это комплекс двигательных и умственных упражнений, который проводится в игровой форме. Такие занятия тренируют базовые психические процессы. С каждым разом сложность постепенно повышается (методики ведущих российских психологов: Семенович А.В., Цветковой Л.С.).
В течение дня обязательно давайте ребенку возможность активно подвигаться: для них очень важно «постоять на голове» — то есть буквально выплеснуть энергию в подвижной игре. Но делать это лучше днем, а к вечеру постарайтесь успокоить его, поиграть в спокойные игры, почитать книжку, поговорить о том, что произошло за день, собрать пазлы и т. д.
Игра – важнейший инструмент в воспитании и развитии такого ребенка. Правильно подобранные игры помогут направить энергию ребенка в конструктивное русло и развить необходимые навыки.
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других.
Физическая активность играет ключевую роль в работе с гиперактивными детьми. Игры с мячом, прыжки, бег с препятствиями – все это помогает ребенку выплеснуть избыток энергии. Особенно полезны командные игры, где нужно соблюдать правила и действовать согласованно. Например, эстафеты или простые спортивные игры в уменьшенном формате.
Игры «Мельница», «Брось мяч» (контроль импульсивности и движения)
Члены семьи собираются в круг и поочередно бросают друг другу мяч, постепенно увеличивая скорость передачи. Тот, кто не поймал мяч, покидает игру. Побеждает человек, который остается последним.
Игра «Двигайся - замри» (развитие внимания и памяти)
Дети прыгают в такт музыке. Внезапно музыка останавливается, все должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока останется лишь один играющий.
Игра «Кричалки—шепталки—молчалки» (развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции).
Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - «кричалку», - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - «шепталка» - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».
Развивающие игры помогают тренировать концентрацию внимания и усидчивость. Важно начинать с коротких периодов – 5-7 минут, постепенно увеличивая время. Отлично подходят:
- пазлы с крупными элементами;
- конструктор с простыми схемами;
- сортировка предметов по цвету/форме;
- настольные игры с простыми правилами.
Творческие занятия позволяют ребенку выразить себя и успокоиться. Рисование, лепка из пластилина, создание аппликаций – все это помогает развить мелкую моторику и воображение. Важно предоставить ребенку свободу самовыражения, но при этом мягко направлять его действия.
Ролевые игры особенно эффективны для развития социальных навыков. Через игры в «семью», «школу», «магазин» и другие ребенок учится взаимодействовать с окружающими, понимать чужие эмоции и соблюдать определенные роли.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален. То, что работает с одним гиперактивным ребенком, может не подойти другому. Родителям следует наблюдать за реакцией ребенка и корректировать подход. Главное – сохранять терпение и позитивный настрой, превращая любую деятельность в увлекательное приключение.
Правильно организованная игровая деятельность помогает гиперактивному ребенку научиться контролировать свое поведение, развивать внимание и социальные навыки. А родителям дает возможность лучше понять его и укрепить эмоциональную связь с ним.
Ну и конечно, родители таких детей могут обратиться за помощью к специалистам. В Тульском областном центре реабилитации инвалидов на базе полустационарного отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (г. Новомосковск, ул. Бережного, д.15) предоставляют социальную психолого-педагогическую помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Педагоги центра проводят развивающие занятия, направленные на стимуляцию восприятия, внимания, памяти и мышления, повышения продуктивной работоспособности, снижение истощаемости и утомляемости, используют приемы и методы, способствующие развитию тактильного восприятия, логического мышления, повышению концентрации внимания, снятию эмоционального напряжения.