Время разговора с учёным

Время разговора с учёным

В День Российской науки беседуем с доктором химических наук, профессором Еленой Голубиной.

- Елена Николаевна, для начала расскажите о себе, своем пути в науку и кто стал вашим учителем, наставником.

- Я родилась в Новомосковске, окончила среднюю школу № 4. Очень благодарна своим учителям М.А. Малютиной, В.С. Бордачевой и Н.Д. Панкрашкиной. Они дали мне очень хорошие, прочные знания, которые позволили мне поступить в Новомосковский институт РХТУ им. Д.И. Менделеева на специальность «Химическая технология органических веществ», на которую был большой конкурс. Мне посчастливилось учиться у высококвалифицированных преподавателей, доцентов Г.Ф. Лебедевой, Р.В. Родионовой, Д.В. Власова, С.А. Маклакова и М.Н. Гороховой. Моим вдохновителем была мама, она очень хотела, чтобы я продолжила свое образование. Поэтому я, окончив институт с отличием, поступила в очную аспирантуру РХТУ им. Д.И. Менделеева. Впоследствии защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата химических наук, затем была очная докторантура и защита диссертации на соискание ученой степени доктора химических наук. Моим научным руководителем был Н.Ф. Кизим – доктор химических наук, профессор.

- Можете назвать одно или несколько важных ваших научных направлений?

- Это разработка методов извлечения редкоземельных элементов при наложении на систему колебательного воздействия и получения материалов с заданными свойствами.

- А польза?

- Редкоземельные элементы находят широкое применение в различных областях: от мобильного телефона до атомной промышленности. Необходимо находить эффективные методы их извлечения, поскольку современные подходы, основанные на эмульсионной технологии, имеют ряд недостатков. Сущность разработанного метода заключается в явлении резонанса. В рамках второго направления следует отметить возможность получения водоотталкивающих (гидрофобных) покрытий межфазным синтезом. Их можно наносить на различные поверхности, предотвращая оледенение и коррозию. Это важно для военных технологий, стекольной, керамической и других промышленностей.

Результаты научных разработок представлены в отечественных и зарубежных журналах, а также на конференциях разного уровня.

- Имеют ли ваши разработки финансовую поддержку?

- Да. Исследования поддержаны грантами Российского фонда фундаментальных исследований и правительства Тульской области в сфере науки и техники.

- Сколько времени нужно ученому, чтобы его разработка начала самостоятельную жизнь?

- От нуля до бесконечности (улыбается). На стадии перехода установки с лабораторного уровня на опытно-промышленный может возникнуть множество трудностей. Многое упирается в поиск партнеров, потому что научная разработка – это всегда риск. При масштабировании установка может заработать, а может и нет. Чаще всего бывает так, что проект внедряется годами.

- Научная школа как среда для взаимодействия учителя с учениками или пространство для объединения ученых общим направлением, научными взглядами и принципами. Ваши взгляды?

- И то, и другое. Эти процессы идут рука об руку. Именно в научных школах осуществляется единство индивидуальной мысли и системы научных взглядов, происходит формирование таких масштабных явлений, как научные парадигмы. В этом году у меня будет первый выпуск магистров по направлению «Инновационные химические технологии современных материалов». Надеюсь, ребята найдут свое место в жизни, а полученные навыки проведения и постановки научной работы им пригодятся. 

- Что вас бодрит и как восстанавливаетесь после интеллектуальной работы?

- Мне, как и любому ученому, радость и удовлетворение приносит момент, когда результат твоей работы где-то успешно применяется. Ты сделал свой вклад и понимаешь, что это уже востребовано или будет востребовано в перспективе. Лучший отдых, тут буду банальна, это смена деятельности – путешествия, очень люблю бывать в Санкт-Петербурге.

- Сложно ли женщине в науке? Сложилось так, что бремя научных исследований лежит на мужчинах.

- По моему мнению, науку нельзя делить на мужскую и женскую. Конечно, докторов наук женщин гораздо меньше, чем мужчин. У женщин в науке жизнь все-таки складывается гораздо сложнее, чем у мужчин. Это правда. И не потому, что объем мозга меньше на 8% – дамы с лихвой искупают этот недостаток большим по сравнению с мужчинами количеством серого вещества.

- И последний вопрос: в чем ваша сила?

- Наверное, в умении слушать других людей. Каждый человек хочет быть услышанным – и великий ученый, и обычный школьник.

Михаил РАКИТИН