Евгения Межанкова: Более благодарной работы не найти
- 25.01.2025 16:00
- Фото из архива Евгении Межанковой
В декабре в Москве состоялся финал третьего Всероссийского фестиваля «Виват, таланты!», который проводится для обмена опытом, создания среды творческого общения и объединения педагогических работников. Второе место в номинации «Художественное и декоративно-прикладное искусство» заняла педагог дополнительного образования Дворца детского (юношеского) творчества Евгения Межанкова.
Конечно, мы встретились с победительницей, и она рассказала о себе и своей любимой работе.
- Сначала расскажите немного о себе, где родились, учились, кем мечтали стать и кем стали?
- Родилась я в Донецкой области в городе Горловка. Родители мои из Воронежской области, поэтому часто летом я ездила туда к бабушкам и дедушкам в деревню, поэтому деревню очень люблю и большая часть моих рисунков связана с этими теплыми воспоминаниями. Окончила художественную школу, потом техникум, где получила образование дизайнера-конструктора, а потом окончила Луганский педагогический университет, второе образование – дизайнер-график. Всю жизнь я мечтала быть художником-иллюстратором детских книг. Мечта моя сбылась, пусть и не полностью: я работаю с детьми и учу их рисовать.
- Как давно вы уже работаете во Дворце детского (юношеского) творчества?
- В Россию я приехала 12 лет назад после всем нам известных событий. В деревне Воронежской области работы особой не было, поэтому приехала к родственникам в Новомосковск. Сменила две работы, везде понимала, что это не мое. А потом попала сюда, где пригодились все мои дизайнерские и «рисовальные» таланты. Во дворце я работаю уже три года, наше объединение называется «Арт-клякса», я обучаю детей с 6-ти до 13-ти лет, в объединении больше 120-ти детей. Малыши занимаются по одной программе – с самых азов: ставлю ручку, показываю, как правильно смешивать цвета, учу основам композиции, построению и порядку раскрашивания. А ребят постарше, это второй-третий год обучения, я уже начинаю отправлять на конкурсы: мы готовимся, рисуем с натуры, ходим на пленэры. У нас хорошие показатели, чаще всего занимаем первые-вторые места, и не только в муниципальных конкурсах, но и в региональных и даже всероссийских.
- И вы сами тоже в числе победителей всероссийского конкурса.
- Конечно, я же должна быть примером для детей, их учу, что нужно стремиться и стараться побеждать, участвовать не только важно, но и интересно и детям, и мне. Сама я тоже постоянно учусь, прохожу разные курсы, пытаюсь как-то развиваться, чтобы потом ребят новому научить. А они меня учат то словам каким-то нехорошим, то фильм какой-нибудь посоветуют посмотреть, после которого долго ругаюсь (смеется).
- Работать с детьми интересно, но и непросто. Есть у вас какие-то свои методики как у педагога?
- Моя методика обучения такова: чтобы не давать просто сухие знания, мы всегда рисуем какой-то веселый рисунок. Как удержать внимание ребенка на два урока по 45 минут? Например, изучали орнамент, я рассказала, какие виды бывают, а потом мы рисуем собачку в красивом свитерочке с орнаментом, которая спешит по своим делам. Вспомнили про «Собачку Соню», посмеялись, порисовали, довольные ушли домой. А с более взрослыми ребятами мы осваиваем уже акрил, пастели, акварель, тушь: стараюсь, чтобы они пробовали разные материалы. Также по моей методике я никогда детей не ругаю, если что-то не получается, и запрещаю другим ругать и обсуждать чужую работу. Рисовать умеет каждый, просто кто-то быстрее осваивает, кто-то медленнее. Когда встречаемся в августе с родителями, я прошу не говорить ребенку, что у него что-то не получается, надо говорить, что его работа замечательная, даже если она не самая лучшая. Если ругать, то ребенок просто перестанет рисовать.
- Наверное, у вас с учениками уже есть какие-то свои традиции?
- У нас есть три традиции, которые прижились. Я провожу открытые занятия для родителей, это сама придумала, в формате мастер-класса - родители с детьми. Третий год уже проводим, и это очень нравится всем. Родители приходят и оказываются на территории своих детей, где они уже чувствуют себя как дома. И они начинают учить мам или бабушек. А пока они рисуют, я рассказываю, чем мы занимаемся с детьми, из чего состоит занятия. Получается очень душевная компания. Вторая традиция: перед Новым годом мы делаем «Баночку желаний». Это такие заготовки из бумаги, на которых дети рисуют свои желания. Естественно, договариваемся, что это не айфон или собака, а, например, хорошие оценки, встреча с кем-то. После праздников рассказывают, что все сбылось. И третья: на выпускном мероприятии мы расписываем красками по ткани футболку или шоппер (тканевая сумка, - ред.), а потом ребята все лето с ними щеголяют. Очень это дело любят, готовятся. И рисуют, что им нравятся.
- Бывает, что дети на занятиях вас чем-то удивляли? Хотя, наверное, это часто происходит?
- Постоянно. У нас тут весело, даже, я бы сказала, душевно. Жалею, что жизнь так сложилась, что я долго боялась и не начинала работать с детьми. Более благодарной работы, чем с детьми, я найти не могу. Сюда никто не заставляет детей приходить, нельзя заставить ребенка рисовать. Они приходят уже воодушевленные, и мы с ними на одной волне. Они радуют меня, я пытаюсь радовать их. Конечно, могут и удивить, особенно, когда приносят в подарок работы из дома. Например, рисуют мои портреты.
- Может, неожиданный вопрос: почему-то так сложилось, что большая часть известных художников – мужчины. А в студиях и кружках большая часть учеников, наоборот, девочки. В вашем объединении так же?
- Да, мальчики у нас на вес золота, очень бережем. А почему больше взрослых художников-мужчин… Знаете, почему? Я вам расскажу. Когда я училась в художественной школе и ходила на репетиторство к знаменитому художнику, я его спрашивала, почему в прошлом времени нет женщин художников? Просто было такое время тогда, когда женщина должна была заниматься бытом и семьей и самореализовываться ей было некогда. Сейчас у женщин гораздо больше возможностей, и среди современных художников очень много женщин. Я бы и сама сейчас с удовольствием походила на пленэр, порисовала, но у меня есть дочь, сын, обязанности, школа. Мне сорок лет скоро, а я в первый класс хожу (смеется), а муж на работе. Как настоящая женщина я выбираю семью.
- Думаю, если не станет человек художником, что-то в нем искусство все равно изменит.
- Как я говорю детям: вы можете не стать художником, не стать дизайнером, но у вас будет развито чувство прекрасного, вы сможете составить дома красивый интерьер, подобрать правильно себе одежду. Даже идя по улице, я вижу своих детей, как они обращают внимание на красивую веточку, листик. Это привито уже с самого раннего возраста. А еще это развитие мелкой моторики, это отдых для души. Не только для ребенка, для взрослого тоже. Ну а тем, кто хочет продолжать учиться и готовиться поступать в художественную школу, я говорю: если вы чего-то очень хотите, то обязательно этого добьетесь, главное – идти.
Светлана ЖИЛЯКОВА
Фото автора