Без любви и ласки невозможно
- 30.11.2024 14:00
- Фото "Новомосковской правды"
Ежегодно 30 ноября во многих странах отмечается Всемирный день домашних животных. Он посвящен всем одомашненным человеком животным и служит напоминанием всему человечеству об ответственности за «братьев наших меньших».
Неудивительно, что девизом этого Дня стали слова Маленького принца из произведения Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», которые обращены ко всем людям.
У нас в городе многие имеют домашнего любимца, а встретились и поговорили мы с человеком, для которого домашние животные – это работа.
Ветеринарный врач Людмила Романова уже больше десяти лет работает в новомосковской ветклинике «Айболит» и за время своей работы успела перегладить тысячи домашних животных. Перегладить - потому что без любви и ласки лечить невозможно.
Врач
Людмила еще в раннем детстве твердо знала, кем станет, когда вырастет – ветеринарным врачом. Способствовала такому решению и «богатая практика» прямо на дому: семья жила в частном доме, где было свое хозяйство. А главное – любовь к животным, которая была всегда и без которой, как уверена Людмила, невозможно стать ветеринаром.
И еще был случай, когда она вместе с родителями и заболевшим питомцем оказалась на приеме у ветеринара, тогда решение о выборе профессии окрепло окончательно.
Путь в профессию девушка начала в Богородицком сельскохозяйственном колледже, продолжила в Государственном рязанском агротехнологическом университете. В 2012 пришла работать в клинику.
Питомцы
Основные пациенты, конечно же, кошки и собаки, причем примерно поровну. Экзотика случается редко, но бывает. Чаще встречаются грызуны-пациенты: крысы, морские свинки и дегу (южноамериканский грызун), бывали на приеме ежики и даже эублефары (небольшие ящерицы), как-то принесли черепаху, не больную, а на сеанс «маникюра»: в клинике есть услуга по стрижке когтей. Клиент в панцире оказался несговорчивым и упрямым, но совместными усилиями процедуру выполнить удалось.
Бывают сезонные пациенты, это птенцы-слетки летом, чаще люди приносят найденных стрижей. Обычно в таких случаях приходится перенаправлять в специализированные учреждения.
Но и с привычными кошками и собаками порой врачу бывает непросто справится, особенно если животное агрессивное и в стрессе. На вопрос, с кем же труднее, Людмила, подумав, ответила, что, наверное, с кошками. Если пес со страху может попытаться врача укусить, то кошка способна пустить в ход еще и все четыре лапы. Тем, «кто был особо боек» приходится и специальный воротник надевать, и специальные перчатки использовать, и удерживать всеми имеющимися сотрудниками. Но такие случаи скорее исключение, обычно получается найти другой подход и договориться полюбовно: где-то погладить, где-то почесать, ласково побеседовать, - тогда и когти втянутся обратно в подушечки лап.
Есть пациенты, подход к которым и искать не надо. Это те, для кого ветврач – буквально семейный доктор, который наблюдает их с первых дней жизни, они становятся почти родными. Хотя Людмила говорит, что любимчиков старается не заводить, но среди ее пациентов такие есть, например, бернский зенненхунд Ариша или кот Мартин, с которыми контакт поддерживается уже долгое время.
Любовь к животным – необходимое и главное требование к ветврачу, поэтому эвтаназия – самая морально тяжелая часть работы. И тут есть два важных условия: усыплять здоровое животное запрещено, и даже больное подлежит усыплению только в случае безнадежного состояния и с целью избавления от страданий. Жалко, но что поделать, порой приходится отпустить.
Хозяева
Ветеринарный врач обязан не только хорошо разбираться в животных, но их владельцы – тоже важная часть работы. Во-первых, именно с информации хозяина собирается анамнез, ведь сам питомец не может рассказать, когда ему стало плохо и как это проявилось. Во-вторых, именно от хозяина зависит, как будет проходить лечение.
Людмила говорит, что большинство владельцев люди ответственные, назначения ветврача строго соблюдают и в целом за здоровьем своих питомцев следят. А как иначе, ведь домашнее животное – это зона ответственности своего хозяина, и следить за ним надо так же, как и за ребенком.
- Не хочешь нести ответственность за животное – заводи кирпич, - считает Людмила. Но говорит, что есть люди, которые еще хуже безалаберных хозяев. Это те, которые безжалостно выкидывают ставших ненужными питомцев. В клинике уже несколько раз столкнулись с такими случаями: то щенков подкинули, то котят. К счастью, всех удалось пристроить в добрые руки, а до этого избавить от паразитов. Но не хотелось бы, чтобы подобное еще раз повторилось…
Но, повторю слова Людмилы, бОльшая часть хозяев – люди добросовестные, которые не только очень любят и заботятся о своем питомце, но и понимают, что, например, стерилизация поможет животному дольше сохранить здоровье, и что для питомцев, особенно, пожилого возраста, нужна, как и для людей, диспансеризация. Она помогает вовремя выявить скрытые заболевания, которые как раз и могут появляться у возрастных животных.
А еще есть такие хозяева, которые просто остаются в памяти как приятные и интересные люди. В числе таких – работник цирка-шапито, который приходил на прием с вороной. И он сам, и его дрессированная птица очень порадовали персонал клиники.
И со многими другими владельцами животных у Людмилы сложились добрые дружеские отношения, люди ей доверяют. Когда я ждала, пока Людмила Романова освободится для разговора, то было приятно услышать от посетительниц с кошкой на руках:
- Нам к Людмиле!
Дом
Рабочий день ветврача закончен, можно навести порядок на рабочем месте и спешить домой. Но и там спокойной жизни не предвидится: дома Людмилу ждут трое детей и снова домашние животные: пять кошек, морская свинка и собака. Всем нужно уделить внимание, обо всех позаботиться.
На вполне логичный вопрос, а как вы все успеваете, Людмила ответила, что ее об этом часто спрашивают и на что она обычно отвечает:
- А я и не успеваю.
Но в такое слабо верится, потому что на пожелание «поменьше вам работы и пациентов», Людмила возразила, что меньше не надо. И больше тоже, пусть их будет достаточно.
Светлана ЖИЛЯКОВА