Учить и учиться

Учить и учиться

На вошедших в класс незнакомых людей первоклассники школы №17 Залесного микрорайона Новомосковска смотрят насторожённо. Но приветствуют  гостей, вставая, уже вполне дружно и рабочая тишина воцаряется примерно через минуту – урок русского языка пошёл своим чередом…

Лиза Родина – теперь уже, конечно, Елизавета Алексеевна – знала, что хочет работать с детьми ещё с собственных школьных лет. Ей нравилось заниматься с малышами, организовывать разные игры, совместные занятия. Ничего удивительного, что к выпускному девушка точно знала, кем станет – учителем начальных классов.

Учёба в Университете Льва Толстого шла вполне успешно, да и первый опыт не разочаровал, поэтому, когда Елизавете поступило предложение принять участие в программе «ПРОстажёр», предусматривающей трудоустройство пятикурсников педагогического направления в рамках производственной практики на открытые школьные вакансии, она с удовольствием согласилась… И с 1 сентября стала полноправным членом педагогического коллектива школы №17, а ещё – одним из самых важных людей для двадцати с небольшим первоклашек.

–  Конечно, мне было страшно, – говорит Елизавета Родина. – В первую очередь от неизвестности – я не знала, что меня ждёт. Понятно, что у меня очень важная задача, но готова ли я, да и дети к её решению? Какой у них будет уровень, как сложатся наши отношения, как я буду выстраивать общение с родителями?  В общем, слишком много вопросов…

На деле же всё оказалось не так страшно. Как пояснила молодой специалист, с детьми, их папами и мамами выстроены отношения, основанные на взаимной заинтересованности в результате и добровольном участии взрослых в важных для развития ребенка мероприятиях. Проще говоря: кто не хочет вечерами сидеть и выполнять с любимым чадом рекомендованные упражнения и задания, может не делать – ни стыдить, ни заставлять никто не будет. Но важно помнить, что такие занятия полезны, помогают ребенку быстрее адаптироваться к школьным требованиям и лучше закрепить полученные навыки.

– Работать в школе интересно, – отмечает педагог начальных классов. – Здесь тебе всегда готовы помочь разобраться  со сложной ситуацией, есть к кому обратиться за консультацией, советом…

Наставник  Елизаветы, учитель начальных классов Лариса Лоско своей подопечной очень довольна. Ей импонируют ответственность молодого педагога, её энтузиазм и стремление как можно быстрее разобраться во всех нюансах.

– Она большая умница, – подчёркивает Лариса Алексеевна. – Я ей сказала, что она может обращаться ко мне с любым вопросом и первое время Елизавета Алексеевна в конце каждого учебного дня приходила с блокнотом и говорила: «У меня много, ничего?»  Это же прекрасно, когда у человека много вопросов, значит, ему не всё равно, он переживает за своё дело…

Помочь участникам программы «ПРОстажёр» всегда готовы и университетские кураторы. Например, директор Института детства Университета Льва Толстого Юлия Селезнёва практикует выезды на уроки своих студентов.

– Я принципиально не посещаю открытые уроки –  к ним слишком тщательно готовятся и, бывает, даже репетируют. Мне как педагогу это ничего не даст, – объясняет она. – Другое дело – видеть, как выстроена текущая работа. Здесь сразу понятно, что у студентов получается безусловно хорошо, а где необходима корректировка, введение других методик, подходов к детям.

Куратор обсуждает со студентом  урок сразу после его окончания. Впрочем, беседа с «ПРОстажёрами» не похожа на привычный «разбор полётов», наставникам в первую очередь интересно, как оценивает себя молодой специалист, где чувствует неуверенность и какие моменты требуют помощи со стороны наставников.

 – Комфортный вход молодого специалиста в профессию выгоден и ему самому, и университету, и школам, – убеждена Юлия Анатольевна. – «ПРОстажёр» позволяет выстроить эффективную систему непрерывного методического сопровождения начинающих педагогов, что, как показала практика предыдущего года, позволяет заметно снизить число тех, кто разочаровывается в выбранной профессии, столкнувшись с первыми трудностями.

Действительно, из 279 пятикурсников направления «Педагогическое образование», принявших участие в программе в 2023-2024 учебном году, 70% в итоге заявили о готовности продолжить работу, причём очень многие – в тех же школах, где проходили практику. Неслучайно популярность «Простажёра» растёт.

Елизавета Родина, кстати, тоже планирует остаться в семнадцатой школе. И этому решению искренне рады не только её коллеги, но и администрация Новомосковска.

– Вопрос с комплектацией учреждений образования педагогами в городском округе стоит остро, – подчеркивает заместитель главы администрации Новомосковска Наталья Тарасова. – Нам нужны преподаватели русского языка, физики, начальных классов… Да все практически. У нас большой, промышленно развитый город, по многим позициям, в том числе по уровню заработной платы, мы успешно конкурируем с Тулой. Много людей, много семей, много детей, которым необходимо предоставить возможность получать качественное образование. Если мы говорим о перспективном развитии любой территории, то обеспеченность квалифицированными педагогами – один из ключевых факторов успеха…

В администрации готовы сделать всё от них зависящее для привлечения молодых педагогов. Так, власти Новомосковска призывают выпускников рассмотреть возможность заключения договоров целевого обучения. Этот документ не только гарантирует трудоустройство, но и предоставляет право на получение дополнительной стипендии. При этом начинать работать можно уже со студенчества.

– Мы даже предусмотрели возможность обеспечить молодых педагогов в случае необходимости комфортабельным жильём, – продолжила Наталья Николаевна. – Учителям из других муниципальных образований город готов предоставить однокомнатные благоустроенные квартиры, если они переезжают одни, и двухкомнатные – если речь идёт о семьях. Дом, в котором зарезервировано жилье, расположен в центре Новомосковска, очень удобно…

Елизавете Алексеевне квартира не нужна – она живет в Залесном микрорайоне неподалеку от школы, где работает. Это, нужно признать весьма удобно, но ключевым аргументом при принятии решения о дальнейшей работе не стало.

– Я хотела бы остаться в этой школе, – улыбается Елизавета Родина. – И потому, что мне нравится моя работа, и из-за детей. У них какая-то безусловная любовь, её больше нигде не встретишь. Вот они приходят на занятия, и я нужна каждому. Кому-то достаточно короткой улыбки, кого-то надо обязательно обнять, у кого-то поинтересоваться новостями… Дети любому вниманию бесконечно рады, они очень щедро дарят свою любовь. Мне кажется, если у тебя с классом сложился такой контакт, от него невозможно отказаться.  Никакая другая работа таких мощных положительных эмоций не дарит.