Кто сказал, что надо бросить песню на войне?..

Кто сказал, что надо бросить песню на войне?..

«Новомосковская правда» продолжает публиковать работы – победители и призеры ежегодного областного конкурса эссе «У них в судьбе была война…»

 

Конкурс проводился Центром дополнительного образования детей при поддержке Тульской областной думы и информационного агентства «Регион 71».

 

Сегодня мы публикуем работу Дианы Васильченко (Новомосковский техникум пищевых биотехнологий, преподаватель Татьяна Манохина). Эссе «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?..» заняло 1 место в номинации «После боя сердце просит музыки вдвойне!» в возрастной группе 16-18 лет.

 

Кто сказал, что надо бросить песни на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне!

Пой, наш певучий братишка, наш неразлучный баян!

Нынче — у нас передышка, завтра — вернемся к боям.

                                                                      Василий Лебедев-Кумач

 

Музыка и война – казалось бы, два совсем не совместимых понятия. Но те, кто знал войну не понаслышке, говорили о пользе музыки в бою, а уж «после боя сердце просит музыки вдвойне». В чем же такое фантастическое, мощнейшее влияние музыки и песни на эмоциональное состояние человека - солдата? Ученые, как и деятели искусства, знают, что звук - это энергия. Правильно подобранные звуковые колебания способны активизировать резервы человека. Не секрет, что музыка оказывает сильное воздействие на мыслительную деятельность. А где, как не на войне, проявляется невероятная концентрация силы тела и силы духа! Примеров этому множество.

 

Великий русский полководец XVIII века Александр Васильевич Суворов, не проигравший ни одного сражения, так писал об этом: «Музыка нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Она веселит сердце воина, равняет шаг, с ней мы танцуем и на самом сражении... Музыка удваивает, утраивает армию. С крестом в руке священника, с распущенными знаменами, с громогласной музыкой я взял Измаил».

 

В современных войнах музыка не может звучать на поле боя, там звучит «музыка» воюющих машин. Но песня как гармоничное сочетание мелодии и текста продолжает оставаться сильнейшим средством подъема боевого духа, эмоционального воодушевления, мобилизации сил. Она помогает жить, реагировать на мир, переживать и переносить испытания, вспоминать о прошлом, мечтать о будущем.

 

Вторая мировая, а для нашего народа Великая Отечественная война 1941-1945 годов, была не только самой страшной в истории человечества, но и явила миру небывалый расцвет советской песенной культуры. Журналист Лев Сидоровский в книге «И только потому мы победили» вспоминал первые дни войны: «И тогда же по радио зазвучали песни войны. Конечно, написаны они были раньше — про трех танкистов, про Орленка, про то, как, "гремя огнем, сверкая блеском стали, пойдут машины в яростный поход“, но в тот вечер эти старые, знакомые мелодии сразу обрели какую-то новую, очень суровую тональность. А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. <…> и называлась эта песня „Священная война“». Написана она была поэтом В. Лебедевым-Кумачом и композитором А. Александровым:

 

Вставай, страна огромная!

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

 

Впервые прозвучавшая 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале в Москве, откуда уходили солдаты на фронт, эта песня стала настоящим символом подвига советского народа в борьбе против фашистских захватчиков. Александр Александров в своих воспоминаниях писал: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева и мести. Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках - это песня. Песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие… „Священная война“ вошла в быт армии и всего народа, как гимн мести и проклятия гитлеризму…». С тех пор прошли десятки лет, а «Священная война» до сих пор вызывает самые невероятные чувства у представителей разных поколений и разных народов. Невозможно остаться равнодушным, слушая ее. Мурашки пробегают по коже «от сурового пафоса, вобравшего в себя и горечь, и боль, и гнев людей, переплавленные в неукротимую силу отпора — в то, что поэт так точно назвал „яростью благородной“».

 

Но война – это не только сражения, но и время, когда нужно отдохнуть, подлечиться после полученных ранений, это и длительные переходы. Бывало, нет у солдата сил, устал от бесконечных трудностей и лишений, голода и холода, получил плохие вести о семье. И тут приходила на помощь фронтовая песня – верный друг и помощник. Большой любовью пользовались произведения М. Исаковского, А. Новикова, К. Симонова, Л. Ошанина, Е. Долматовского, И. Дунаевского, Б. Мокроусова, К. Листова, М. Фрадкина, М. Блантера и других наших поэтов и композиторов: «Темная ночь», «Жди меня», «В лесу прифронтовом», «Вечер на рейде», «Огонек», «Прощайте, скалистые горы» и многие-многие другие. Они поднимали дух, воспевали мужество и стойкость советского народа - воинов и тружеников тыла, согревали сердца солдат. Сам легендарный маршал Георгий Жуков на вопрос о любимых им песнях войны отвечал: «Вставай, страна огромная!», «Эх, дороги…» и «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат». И добавлял: «В них отразилась душа народа».

 

Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев вспоминал: «Когда я слышу песню «Синий платочек», то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны…»

 

Письма твои получая,

Слышу я голос родной.

И между строчек синий платочек

Снова встает предо мной.

 

Песня «В землянке», написанная композитором К. Листовым на стихи фронтового корреспондента А. Суркова в 1942 году, стала поистине окопным «хитом». Она уверенно завоевала сердца солдат и тех, кто беззаветно ждал их в тылу. Это была не просто песня, а лирическая исповедь, настоящее признание в любви. Во время войны людям, кроме лозунгов и призывов, очень не хватало нежных чувств и тихого ласкового слова:

 

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

 

Вообще гармонь – верная спутница солдата в короткие часы затишья. А гармонист – настоящий герой, душа любой компании. У известного фронтового поэта А. Твардовского в его знаменитой книге про бойца «Василий Теркин» даже есть глава с названием «Гармонь». По дороге из госпиталя герой встречается с танкистами, которые в бою потеряли командира. Они отдают Теркину гармонь погибшего друга. Осиротевший инструмент в руках героя отогревает души людей, «до души доносит звук»— они забывают о страхе и потерях:

 

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

 

Еще одной из самых популярных песен войны стала известная «Катюша» - «Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой...» Поэт М. Исаковский и композитор М. Блантер создали ее в довоенном 1938 году, а когда тысячи других Катюш отправились на фронт, появились песни переиначенные, о сражающейся Катюше – разведчице, медсестре, партизанке. Но особое звучание песня приобрела, когда народ дал ласковое прозвище «Катюша» новому грозному оружию – реактивным системам залпового огня.

 

Не хватит и сотни страниц, чтобы упомянуть все военные песни, такие понятные и родные для каждого из нас, выросших в России. В моей семье, как и во многих других, знают и поют песни тех лет. А ведь были еще и музыкальные произведения другого жанра, такие как Седьмая «Ленинградская» симфония Д. Шостаковича, Пятая симфония С. Прокофьева, написанные в тяжелейшие годы войны и посвященные несломленному духу советского народа. Одно ясно, простая и великая поэзия и музыка, задевая струны человеческой души, формировали нравственность и закаляли дух, придавали силы уставшим, призывали к борьбе, вселяли надежду, пробуждали мечты и помогали остаться человеком даже в самых страшных, немыслимых условиях войны. А значит, вели к победе и миру!