• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-06-16 12:00:51 · Статьи

Свадьба по-тульски!

Свадьба по-тульски!
Фото "Новомосковской правды"

Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала. И не где-нибудь, а в музее! И не просто так, а по старинным свадебным обычаям, которым наши земляки следовали сотни лет назад!

 

Обо всем по порядку. В археологическом музее уже не первый год существует традиция совместно с сотрудниками загса и фольклорным ансамблем «Спасская слобода» проводить выездные церемонии бракосочетания. И церемонии эти необычные – по старинным обычаям, принятым в Тульской губернии. Во время свадьбы звучат песни: на встречу, на величание и проводы, - записанные в деревнях у бабушек, еще помнящих старинные обряды.

 

Церемония получается красивой, волнующей и запоминающейся и самим молодоженам, и гостям праздника.

 

Но, конечно, весь свадебный обряд формат выездной церемонии показать не сможет, да и длится он не один день. Зато мы можем рассказать, как же вступали в брак наши земляки много-много лет тому назад.

 

 

Сватовство и помолвка (сговор)

 

Когда молодой человек встречал девушку и она ему нравилась, он рассказывал о ней отцу и матери. Те, если не знали ее, получали сведения со стороны о состоянии, здоровье и поведении. Если она удовлетворяла их требованиям, начинали свататься через общих знакомых. В роли сватов выступали или посторонние люди, приглашенные для этой цели, или отец и мать жениха.

 

В назначенный день отец и мать жениха в сопровождении сватающихся приходили с женихом к родителям невесты. Этот визит носил характер случайности, но родные жениха всегда оказывались с вином и другими напитками, которые сразу же выставляли на стол. Отец и мать невесты одевались нарочно просто, будто не ждали таких гостей, но невесту облачали в полный наряд и прятали в другую комнату. Хозяева просили гостей сесть, но отец жениха сразу же начинал речь о причине своего приходе. После недолгих отговорок, что, мол, невеста еще очень молода, спешить некуда и тому подобное, мать невесты выходила из комнаты, заставляя гостей поволноваться, и, наконец, выводила дочь, которая войдя, низко кланялась всем и становилась возле матери.

 

Отец невесты, подойдя к ней, говорил, зачем прибыли гости, и спрашивал, понравился ли ей жених. Невеста молчала. Мать подбадривала ее, невеста продолжала молчать, наклонив голову и закрыв лицо руками, в которых держала платок. Немного подождав, мать обращалась к гостям: «Нечего на нее смотреть, ее дело девичье!» Отец невесты подхватывал: «Видно, на это есть суд божий, так породнимся, соседушка».  Сват и сваха вторили ему, мол, за чем дело стало, бейте по рукам! Тогда отец жениха подставлял руку, а отец невесты хлопал по ней ладонью: «Так и быть!» После этого они приветствовали друг друга и целовались. Потом хозяева и гости садились за стол, а жених с невестой стояли перед ними. Отец и мать жениха подносили хозяевам принесенные с собой напитки. Когда первая чарка обходила всех присутствующих, хозяйка уводила дочь, которая вскоре появлялась с дарами отцу и матери жениха, а после - и ему самому. За это ее одаривали деньгами.

 

Свадьба

 

 

День свадьбы делился на две части: довенечную и послевенечную. Утро свадебного дня отдано было невесте, которая оплакивала свою девичью волю, находясь среди родных и подруг. Она вместе с подругами ожидала свадебного поезда. Жених и невеста в день свадьбы надевали только новую, специально сшитую для этого торжества одежду. В тульском крае ткань окрашивалась в бело-красный цвет.

 

Жених, приезжавший во главе целого «поезда» в несколько подвод, должен был как бы силой «захватить невесту». «Поезд» обычно старались украсить: в гривы лошадей, как правило, вплетались ленты, дружки жениха перевязывались рушниками. Свадебный поезд подруги невесты встречали пением. Они были уже готовы «обороняться»; одна из них держала в руках «оружие» – скалку.  Заслышав еще издали колокольчики, кто-нибудь кричал: «Едут».

 

Конечно, эта оборона была шуточной, и гостей встречали радостно, с прибаутками и песнями, хотя и настойчиво требовали выкуп. Первым в дом невесты входил дружка, он вводил жениха, за которым шла сваха. После этого жених садился за стол рядом с невестой и поднимал ее покрывало с лица, чтобы убедиться в том, что рядом с ним сидит его невеста. При этом он вешал ей на шею бусы и целовал ее.

 

Далее следовала поездка к венцу. Жених садился отдельно и ехал впереди всего поезда. Возвращающихся из церкви новобрачных встречали на крыльце: отец с иконой, а мать, надев шубу навыворот, - с хлебом-солью. Когда новобрачная, принятая женихом из повозки, принимала благословенье от свекра и свекрови, сват или кто-то из ее родни осыпали новобрачных хмелем.

 

 

После этого сват (иначе «дружка»), взяв новобрачных за руки, вел и сажал их за уже подготовленный стол. С правой (жениховой) стороны садились его посаженые отец и мать, потом сваты, а с левой (невестиной) – ее посаженые отец и мать, потом – родня и гости по старшинству лет и родства. Начинался обед. Отец и мать новобрачного за стол не садились, а угощали гостей напитками и потчевали легкими закусками. После третьей подачи блюд сват и сваха жениха вставали из-за стола молчком, отходили и осматривали брачное ложе. Возвратившись, сват садился на свое место, а сваха шептала посаженым матерям невесты и жениха, которые сразу же вставали и отводили новобрачную в комнату невесты, где ее раздевали и укладывали в постель.

 

Когда эти самые почетные на свадьбе женщины возвращались и садились за стол, посаженый отец и дружка отводили новобрачного в подклеть, раздевали его и, пожелав доброй ночи, возвращались за стол. Пир продолжался до рассвета, и напитков не жалели.

 

На второй день свадьбы ходили ряженые «ярку искать». Рядились пирующие со стороны невесты. Женщины одевались в мужскую одежду и наоборот. Среди ряженых были гости, переодетые в медведя, козу, цыгана, пастуха и т. п. С песнями и шутками они ходили по домам в поисках пропавшей ярки (невесты). Когда ряженые приходили в дом жениха, невесту прятали его родственники. Гостей, пришедших на поиски ярки, не пускали в дом. Между ними завязывался разговор: «Овечку мы потеряли. У вас нет ли ее?», немного поторговавшись, назначали выкуп. Получив деньги или вино, родственники жениха впускали ряженых в дом, где те начинали искать ярку, разыгрывая что-либо комичное. Сыскав невесту, передавали ее жениху. После чего продолжалось веселье с песнями и плясками за свадебным столом. Пир длился обычно три дня. Песни перемежались плясками и гуляниями. Летом водили хороводы, зимой катались на тройках.

 

Что имеем – храним

 

Познавательно окунуться в далекое прошлое. Изучая давно забытые страницы культуры, понимаешь какой глубокий морально-этический смысл, вкладывали наши предки в подготовку и проведение обрядов. А проводился он так в нашем крае, вплоть до начала 20 века.

 

И сейчас, возрождая интерес к старинным традициям наших предков, а особенно свадебным и семейным, мы не только совершаем увлекательное путешествие в прошлое и узнаем что-то новое для нас, но и сохраняем культурные ценности нашей страны, ее историю и предания.