В Тульской области усилят меры противопожарной безопасности
Дмитрий Миляев поручил усилить противопожарные мероприятия в регионе.
Учитель-дефектолог полустационарного отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в Новомосковске Наталья Дятлова подготовила рекомендации педагогам и родителям по современной технологии занятий с детьми с ОВЗ.
Тема ее разговора - «Нейропсихологический подход в комплексной работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями», или нейрогимнастика как современная технология в работе учителя-дефектолога).
В настоящее время количество детей с ограничениями состояния здоровья, к сожалению, растёт с каждым годом. Дети испытывают значительные трудности в формировании навыков по основным линиям развития: познавательной, двигательной, речевой и социальной.
Почему наблюдается такая ситуация? Причин много: биологические, социальные и экологические факторы, влияющие на состояние здоровья и развитие. Одна из частых причин связана с особенностями анатомического строения мозга, с дисгармоничным формированием межполушарных связей.
Что такое межполушарное взаимодействие?
Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий головного мозга человека в единую, целостно работающую систему.
Что происходит при нарушении взаимодействия?
При несформированности межполушарных связей происходит неправильная обработка полученной информации, а в дальнейшем – возникают сложности у детей в восприятии окружающей действительности.
Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе элементарных моторных и сенсорных процессов - нейрогимнастики.
Нейрогимнастику часто называют «гимнастикой для мозга», и это вполне оправдано. Простейшие физические упражнения, активирующие движения, запускают работу механизмов головного мозга. В результате происходит синхронизация «движения» и «мысли».
Развивать межполушарное взаимодействие поможет комплекс игр и нейроупражнений. Это эффективный метод для нейропсихологической коррекции.
В государственном учреждении Тульской области «Тульский областной центр реабилитации инвалидов» на базе полустационарного отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (г.Новомосковск, ул. Бережного, д.15) предоставляется социально - педагогическая помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Упражнения с использованием методов нейрогимнастики применяются педагогами для коррекции развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Педагоги Центра проводят развивающие занятия, направленные на стимуляцию восприятия, внимания, памяти и мышления, повышение продуктивной работоспособности, снижение истощаемости и утомляемости, используют приёмы и методы, способствующие развитию тактильного восприятия, логического мышления, повышению концентрации внимания, снятию эмоционального напряжения. Цель (девиз) занятий: «от движения к мышлению».
Есть несколько основных способов развития межполушарных связей, например:
- нейротренажеры, изготовленные из высоко экологичных материалов, эффективно влияют на пространственное восприятие, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, усидчивость, на развитие мышления, памяти, повышение концентрации внимания, способствуют появлению новых нейронных связей.
- кинезиологические упражнения, основная цель которых активизировать мыслительную деятельность. Они могут быть самые разные: пальчиковые (упражнения с кистями рук), телесные, дыхательные, глазодвигательные, упражнения на релаксацию. Пальчиковые игры наиболее интересны для детей, они дарят много положительных эмоций, движения кистей рук становятся более точными, плавными. Красочные нейроковрики наглядно демонстрируют 24 позиции пальцев руки для развития пальцевого праксиса.
- упражнения на формирование и развитие пространственных и представлений. Включают в себя задания на развитие пространственных представлений, дифференциацию правых и левых частей тела с опорой на умение выделять ведущую руку; на умение определять пространственное расположение предметов и направление движения по отношению к самому себе.
Одним из преимуществ использования нейропсихологических игр и упражнений, является адаптивность. Они могут быть подстроены под индивидуальные возможности и потребности ребенка. Проводить игры можно, как в учреждении, так и в домашних условиях.
Как правильно организовать нейроигры дома?
Нейроигры для детей в домашних условиях
«Ладошки»
Положите руки на стол ладонями вниз. Затем одновременно одну руку сжимаете в кулак, а другую разжимаете, положив ладонь на стол. Меняйте положение рук в определённом ритме.
«Колечко»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Зеркальное рисование»
Положите лист бумаги на стол. Пробуйте одновременно обеими руками рисовать одинаковые фигуры, (начиная с геометрических, постепенно усложняя, в зависимости от возможностей ребёнка).
«Класс»
Большой палец одной руки поднят вверх, остальные прижаты к ладони (рука показывает «Класс!»). Кончики большого пальца и мизинца другой руки соединены. Меняем руки и повторяем упражнение несколько раз.
«Параллельный счёт»
Возьмите лист бумаги и напишите справа и слева в столбик цифры от одного до пяти так, чтобы на одной линии не было двух одинаковых цифр. Далее каждой рукой необходимо показывать количество пальцев, соответствующее цифре: правой рукой — из правого столбца, левой — из левого.
Для многих детей-инвалидов и детей с ОВЗ характерна повышенная тревожность, трудности в социальной адаптации и эмоциональная неустойчивость. Нейрогимнастика помогает расслабиться, снизить уровень стресса и тревожности, что создает комфортные условия для обучения и общения.
Применение нейрогимнастики помогает ребенку лучше усваивать материал, воспринимая его не только умом, но и телом. Это способствует более глубокому запоминанию и усвоению знаний. Кроме того, упражнения для мозга развивают координацию движений и благоприятствуют гармоничному формированию психофизических функций, что положительно сказывается на эмоционально-волевой сфере ребенка.
Развитие мышления через нейрогимнастику способствует улучшению физических навыков и повышению качества жизни детей, развитию навыков самообслуживания.
Регулярное использование нейроупражнений стимулирует развитие коммуникативных навыков, тем самым оптимизирует процесс социальной и эмоциональной адаптации детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Дмитрий Миляев поручил усилить противопожарные мероприятия в регионе.
На оперативном совещании Губернатор Дмитрий Миляев дал поручения по итогам рабочего визита руководителя Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Вероники Скворцовой в Тульскую область.
#сталочище 24 марта на оперативном совещании под председательством Губернатора Дмитрия Миляева объявили о проведении в регионе месячника чистоты.
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов,
Политикой обработки персональных данных пользователей сетевых изданий, входящих в состав ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и
обработкой персональных данных Яндекс.Метрикой
нажмите здесь.