Международный день логопеда: на пути к чёткой речи

Международный день логопеда: на пути к чёткой речи

14 ноября в России отмечается Международный день логопеда. Специалисты, помогающие людям, в первую очередь детям, исправить дефекты речи и скорректировать произношение слов и отдельных звуков, отмечают, что в последние годы подобных проблем у детей стало больше. С чем это связано и как исправить ситуацию, разъясняет учитель-логопед Детского оздоровительно-образовательного центра Новомосковска Светлана Лебедева.

- Светлана Нурулловна, многие специалисты отмечают, что сейчас логопедические проблемы у детей наблюдаются гораздо чаще, чем раньше. Что тому причиной?

-  Да, детей с речевыми нарушениями становится все больше и больше. Причин здесь может быть очень много. Первая – нарушения внутриутробного развития плода, проблемы во время и после родов.

Плюс – наследственный фактор. Если в роду у кого-то были речевые нарушения – у мамы, папы, даже у бабушки с дедушкой – это тоже может играть свою роль.

Также в последнее время родители стали очень мало времени уделять детям. Мало общаться, мало им читать, что-то рассказывать. Как следствие, дети мало говорят. То есть диалога как такового с родителями у малышей нет. Они предоставлены сами себе: с книжками, игрушками, компьютерами, телефонами, ноутбуками, планшетами и т. д.  Это тоже играет огромную роль -  ребенок не слышит, как нужно говорить. Почему это важно? Потому что речь ребенка формируется по подражанию. Мы не учим его каждому слову, мы с ним просто общаемся, разговариваем, ведем диалог.  И вот так, в общении с ребенком, разговорах с ним, обучении чему-то, формируется грамматический строй речи. Родитель – это первый учитель, который есть у ребенка. И от того, насколько часто вы будете разговаривать с малышом, объяснять, настолько он будет развит и настолько у него будет обширен активный словарь.

Какие еще могут быть проблемы? Современные дети не жуют. Вот реально не жуют! Вся пища перетерта: йогурты, творожки, пюрешки… Дети не жуют – мышцы не работают так, как они должны работать. Это тоже является причиной. И таких причин можно перечислить великое множество.

А вот установить конкретную причину речевого дефекта порой бывает довольно-таки сложно. Но мы стараемся. И в зависимости от того, какое логопедическое заключение после нашей диагностики ставится, разрабатывается коррекционная программа на ребенка: что я с ним буду делать, над чем буду работать, какие звуки мы берем в работу, есть ли нарушение фонематического слуха и т. д.

- Конечно, работа с каждым ребенком индивидуальна. Но в среднем сколько времени требуется на исправление речи?

- Все зависит от сложности речевого дефекта. Есть дети, у которых фонетическое недоразвитие речи. Это просто нарушение звукопроизношения. Например, ребенок не произносит звук «л» или звук «ц». Может быть и пять, и семь звуков таких. Но это только звуки. И тогда работа заключается только в работе над звукопроизношением. Постановка, автоматизация в слогах, автоматизация в словах, автоматизация в предложениях, в связной речи. И на выходе мы выпускаем ребенка с чистой речью.

Бывает фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Когда нарушено не только звукопроизношение, но и фонематический слух. Когда ребенок не слышит, не может выделить из потока звуков заданный, не может определить место звука в слове, не может определить вообще, какой звук ему нужно произнести, он их путает. Очень часто, например, идут замены звука «с» на звук «ш» или наоборот. Звука «р» на звук «л» и т. д. Это второй дефект.

Третий дефект – самый сложный. Это общее недоразвитие речи. Когда нарушаются все речевые компоненты. И звукопроизношение, и фонематический слух, и грамматический строй речи, и лексика страдает. Вот эта коррекция требует самого длительного времени. Порой до трех лет. А если, например, один звук надо поставить, можем справиться месяца за два.

Чтобы к нам попасть, сначала родители должны позвонить в ДООЦ и записаться на диагностику. Прийти с ребенком и желательно с его медицинской картой, выписками из нее. Мы ее изучаем, собираем анамнез, смотрим ребенка, проводим полную диагностику. После этого, если нужно, отправляем к определенным специалистам и, если действительно ребенку нужна помощь логопеда, ставим на очередь. И как только подходит очередь, начинаем занятия.

- Маленькие дети, начиная говорить, часто не произносят многие звуки. Когда родителям уже стоит обратить на это внимание и бить тревогу? В каком возрасте?

- Самый оптимальный возраст – четыре года. Когда вы слышите, что у ребенка к этому возрасту нет звуков или он неправильно их применяет, неправильно произносит или просто их проглатывает – вот тогда нужно идти к логопеду. Обязательно. Четыре года – это самый оптимальный рубеж. Чтобы до школы успеть и чтобы ребенок уже мог посидеть на занятиях. Так как логопедия – это очень огромный труд! Здесь нужны усидчивость и самоконтроль. Почему у нас зеркало в кабинете? Ребенок не только смотрит во время занятия, но и потом себя контролирует. Как у него располагаются губки, зубки, язычок. Все это сложно контролировать детям младше четырех лет. Четырехлетним и пятилетним даже сложно. А зачастую у нас сочетанные приходят детки, у которых не только логопедические нарушения, но и психологические, нарушения поведения, нарушения внимания, памяти – им еще сложнее.

- Домашние задания есть у вас?

- Обязательно! Потому что логопед что делает? Он ставит звуки, предоставляет материал. Но отрабатывать этот материал должны дома родители. Это обязательно, без этого никак. Мы вырабатываем навык. Как любой другой. Как я родителям говорю – вы же тоже не с первого раза научились блины печь? Первый блин был комом, второй тоже. А вот потом, когда вы уже раз пять-семь блины испекли, у вас стало хорошо получаться. Так и у ребенка. Сначала он не понимает, как надо. Затем у него начинает получаться. А потом, когда изо дня в день вы выполняете задания, он уже привыкает. И неотъемлемой частью домашнего задания у нас является артикуляционная гимнастика. Это гимнастика для языка, губ, щек, мягкого нёба, когда ребенок выполняет определенные упражнения, контролируя себя перед зеркалом.

- Светлана Нурулловна, что бы вы посоветовали родителям в этой связи, для становления правильной четкой речи у малышей?         

- В первую очередь, как я уже говорила, надо помнить, что первый учитель – это родитель. И начинать нужно не тогда, когда уже есть проблема, а с пропедевтики, то есть предотвращения, чтобы этих нарушений не было. Что же может быть такой пропедевтикой? Это игры с ребенком. Уделяйте ему побольше времени. Отложите буквально на 15-20 минут свои домашние дела, поиграйте с ним, например, в пальчиковую гимнастику, поработайте язычком, покричите, как кричат животные: похрюкайте, помяукайте, поквакайте. Это все даст толчок развитию речи. Рассматривайте вместе картинки, играйте в игрушки, развивайте мелкую моторику. Для этого можно использовать различные мозаики, пазлы, пластилин, шипованные мячики, всевозможные шнуровки – приспособлений таких очень много сейчас. Все направлено на то, чтобы ваш ребенок развивался хорошо и правильно.

Читайте больше. Учите с ребенком стихи. Гуляйте. Показывайте ему все вокруг. Задавайте вопросы, старайтесь, чтобы ребенок отвечал полным предложением. И обращайте в это время внимание, как у него развивается речь, как он произносит звуки. И если вы вдруг заметили, что нарушения есть, нужно принимать меры, обращаться к логопеду, не бояться этого. А логопед уже направит либо к другим специалистам: к психологу, к неврологу, к ЛОРу – порой приходится прибегать и к нему, чтобы проверить слух. Потому что иногда родители могут пропустить тугоухость у ребенка. Такое тоже бывает, и в моей практике были такие случаи, не единичные.

Иногда нужна помощь психолога. И мы очень часто работаем в тандеме, когда ребенок посещает и логопедические занятия, и параллельно занятия с психологом.

Иногда приходится прибегать и к медикаментозному лечению. Тогда мы отправляем еще на консультацию к неврологу. Это тоже очень важно.

И еще я хочу пожелать и всегда желаю родителям терпения. Любовь – она есть по умолчанию, а вот терпения не всегда у них хватает. А это очень важно в решении логопедических проблем. Поэтому - набираться терпения, идти вперед, и тогда даже самые сложные, казалось бы, неразрешимые проблемы можно решить.