Если в семье особенный ребёнок

Если в семье особенный ребёнок

Рассказывает Татьяна Ермакова, воспитатель полустационарного отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (г. Новомосковск).

Рождение ребенка является настоящим счастьем для семьи – она увеличилась на одного человека. Вполне естественно желание каждого родителя видеть своего малыша здоровым. Только случается так, что предполагаемое счастье омрачается какой-то достаточно неприятной особенностью состояния здоровья ребенка. И в результате врачи оглашают свое мнение: инвалидность. Возникает понимание, что именно твой ребенок не такой, как все, и что он отличается от большинства нормотипичных сверстников – это становится трагедией для любой семьи.

В этот момент семья испытывает сильнейшее разочарование в справедливости жизни, неоправданные ожидания, крушение надежд, разбитые мечты о том, каким будет их ребенок в будущем, страх трудностей, страх возложения на себя ответственности, страх за будущее ребенка, убеждение в собственной неполноценности, связанной с рождением такого ребенка (при врожденных патологиях), острое и всепоглощающее чувство вины, злости, обиды на жизнь, ощущение собственной беспомощности. Иногда, помимо всего прочего, родители сталкиваются с непринятием и непониманием со стороны близких людей.

Как дальше жить?

Главное, надо понять, что это не имеет ничего общего с приговором. Чтобы преодолеть дальнейший путь, который отнюдь не будет легким, необходимо смириться с обстоятельствами и никого не винить в случившемся. Нельзя забывать и то, что теперь вы родители, душевное состояние которых передается ребенку. Поэтому во избежание ненужных стрессов у малыша необходимо питать его позитивными мыслями.

Необходимо стабилизировать свое эмоциональное состояние, принять сложившуюся ситуацию, найти внутренние ресурсы для дальнейшей жизни и создания необходимых условий для развития особого ребенка. Любому ребенку в первую очередь нужны сильные, терпеливые и счастливые родители.

Родителям предстоит решить множество важных вопросов относительно реабилитации особого ребенка: какой путь коррекции выбрать, где найти средства, оформлять ли инвалидность, как адаптировать ребенка в обществе, нужен ли коррекционный садик/школа и если да, то какой образовательный маршрут выбрать или стоит выбрать инклюзивное образование в группе нормотипичных детей?

Универсального решения по помощи родителям нет. Самое главное в такой ситуации постараться не отказываться от социальных связей, не оставаться один на один со своей проблемой. Нужно найти человека или людей, которым вы доверяете, которые уже проходили через этот опыт и их особые дети уже выросли, которые смогут понять те чувства и эмоции, что вы испытываете на фоне этой ситуации, не обесценят их, не осудят, не будут вас жалеть, но разделят с вами эти чувства, поймут и поддержат вас. Это помогает и расширять горизонты, и излечивать комплекс родителей особых детей («мы со всем справимся сами»).

Существует ряд фондов, специализированных учебных заведений, центров дополнительного образования и развития по поддержке особенных детей. В любом случае это должны быть люди, с которыми вы сможете открыто говорить о своих чувствах, даже о самых, как вам кажется, неприемлемых, грустных и бесперспективных.

 В данном направлении организована работа: в различных клубах, сообществах родителей, группах психологической поддержки. Эти люди, специалисты, педагоги, родители (воспитывающие детей с особенностями в развитии), смогут вас понять, поделиться опытом, посоветовать педагогов, специалистов для развития особых детей. И вы не будете чувствовать себя одиноко, когда увидите вокруг вас людей с такими же сложностями и поймете, как они с этим справляются. Если вы найдете поддержку, сможете делиться своими чувствами и эмоциями с другими людьми, то это непременно ускорит процесс принятия особенностей нездорового ребенка.

Одним из таких учреждений является государственное учреждение Тульской области «Тульский областной центр реабилитации инвалидов» на базе полустационарного отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (г. Новомосковск, ул. Бережного, д. 15), где предоставляются: социальная психолого-педагогическая помощь, обучение навыкам самообслуживания, самоконтроля, коммуникации, поведения в быту детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагоги Центра проводят развивающие занятия, направленные на установление зрительного и эмоционального контактов, используют приемы и методы, способствующие развитию коммуникативных навыков, повышению интереса к общению, обогащению сенсорного опыта, увеличение словарного запаса,  развитие связной речи, развитие мелкой и общей моторики.

Родителям следует помнить о том, что, несмотря на трудности, ваш ребенок — это личность, со своим характером, темпераментом, эмоциями и чувствами. И родители — это самые дорогие и любимые люди в его жизни, и он их любит просто за то, что они его родители. Родители — это самая главная опора и поддержка для него.