• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-07-26 12:33:10 · Общество

«Ребенок дождя»: как обществу научиться понимать его?

«Ребенок дождя»: как обществу научиться понимать его?
Фото: Тульский областной центр реабилитации инвалидов

Выражение «дети дождя» (дети-аутисты) - не случайно. Такие дети воспринимают мир по-особому, им сложно общаться, они не стремятся к изучению окружения и погружены в себя. О том, как вести себя с такими детьми и как научиться понимать их, рассказывает педагог-психолог новомосковского полустационарного отделения реабилитации детей с ОВЗ Тульского областного центра реабилитации инвалидов Олеся ГАВРИЛОВА.                                                                                                            

 

Дети с аутизмом все время беспокоятся, не понимают, что вокруг происходит, все время ожидают чего-то плохого. Им тяжело найти контакт с незнакомыми людьми, общаться, адаптироваться, принимать окружающую обстановку и людей.

 

Специфическое восприятие мира у таких детей приводит к проблемам с социализацией, но проблемы решаемы, если начинать работу по адаптации и социализации детей с аутизмом с раннего возраста.

 

Что же с ситуацией принятия детей с данной особенностью в обществе? Всё очень неоднозначно. К сожалению, многие родители либо скептически относятся к развитию и обучению в среде, где есть ребенок с детским аутизмом,  либо относятся резко негативно. Причин такого поведения и отношения социума несколько: это и недостаточная информированность общества о детях с такими нарушениями, об особенностях их взаимодействия с окружающим миром, о том, как можно помочь такому ребенку, если у него имеется расстройство аутистического спектра (далее - РАС), и проблема социализации особых детей, которая стоит очень остро. Общество отграничивает их и в результате дети в полном объёме не обретают социальных норм и навыков.

 

Нужна большая работа с таким ребенком, чтобы он доверял взрослым, другим детям, чужим людям, и при правильно организованной работе из них вырастают социализированные взрослые, способные самостоятельно жить среди людей и достигать определенных успехов.

 

Как же вести себя с «ребёнком  дождя»: что делать нужно и чего делать нельзя?

 

* При встрече с таким ребёнком будьте готовы к его уникальности восприятия окружающего мира;

 

* будьте терпеливы, корректны и дружелюбны. Есть заблуждение, что дети с аутизмом избегают контактов и не нуждаются в них – это не так. У них есть потребность в общении, просто выражают они это по-другому, не всегда понятно большинству окружающих;

 

* говорите короткими, простыми предложениями. Если вы видите, что вас не понимают, не пытайтесь объяснять подробнее или задавать вопросы – повторите еще раз, но попроще. А еще лучше - используйте жесты, отчетливую мимику или картинки;

 

* будьте готовы помочь. Новое место может вызвать у ребенка острый стресс, будьте внимательными к нему и спокойными;

 

* не повышайте голос и не трогайте ребенка без разрешения. Дети и взрослые с аутизмом, как правило, остро реагируют на внешние раздражители, поэтому одно из основных правил в общении - деликатность;

 

* не обижайтесь на то, что вам могут сказать. Люди с аутизмом бывают очень прямолинейными. Может даже показаться, что они игнорируют правила приличия, но не забывайте, что у них действительно, в силу имеющегося заболевания,  недостаточно сформированы навыки общения;

 

* не указывайте родителям детей с аутизмом, как им себя вести.

 

В настоящее время в практике специалистов, работающих с детьми с отклоняющимся развитием, значительно возросло количество детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы, в т.ч. РАС. Частота нарушений такого рода, определяемая методами медико-психолого-педагогической диагностики, возрастает до внушительных цифр. Так, учитывая данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в настоящий момент в мире диагностируется один случай РАС на 160 детей раннего возраста. Наряду с ростом количества детей, имеющих такого рода нарушения, возрастает потребность в предоставлении и оказании им и их семьям социальной психолого-педагогической помощи.

 

В России имеются организации, фонды, учреждения дополнительного образования, реабилитационные центры, специализирующиеся на проблемах, связанных с развитием, обучением и социализацией детей (взрослых), имеющих расстройства аутистического спектра. Такие учреждения, в рамках своей деятельности, организуют планомерную работу, направленную на информирование общества о РАС, проводят публичные акции, привлекающие внимание общественности. Они разрабатывают и реализуют программы помощи детям с РАС  и их семьям.

 

Одним из таких учреждений является и наш Тульский областной центр реабилитации инвалидов на базе полустационарного отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (г. Новомосковск, ул. Бережного, д. 15), где предоставляется социальная психолого-педагогическая помощь детям-инвалидам и детям с ОВЗ, среди которых значительное число детей с аутизмом. В течение первого полугодия 2024 г. комплексной помощью семьям, воспитывающим детей с РАС, была охвачена 51 семья - 52 ребенка.

 

Педагоги Центра проводят развивающие занятия, направленные на установление зрительного и эмоционального контактов, используют приёмы и методы, способствующие развитию коммуникативных навыков, повышению интереса к общению, обогащению сенсорного опыта, познанию мира предметов и человеческих отношений.

 

Особенности развития «деток дождя» таковы, что с одной стороны, внешний мир доставляет им психологический дискомфорт, а с другой – без выхода «в люди» социализация никогда не наступит. Каждому   человеку, вне зависимости от особенностей, важно  жить  обычной жизнью. «Лечить» нужно не аутизм, а социум: адаптировать среду и систему помощи таким образом, чтобы каждый человек мог получить поддержку и быть полноправным членом общества. Это возможно только при наличии благоприятной социальной среды, которая зависит от всех нас, от нашего лояльного   и   доверительного отношения, а главное, от желания помочь таким детям.