• novpravda@tularegion.org
  • 301650. Тульская область, г.Новомосковск,
    ул. Комсомольская, д.8
  • +7 (48762) 6-31-88
    +7 953-198-19-31
 
Мастерство с вековыми корнями 27.11.2021 13:31:00

Мастерство с вековыми корнями

Столько настоящих произведений народного, старинного русского прикладного искусства, собранных в одном месте и сделанных одним человеком, я, пожалуй, не видела нигде! Разве только на выставках.

На полках в творческой мастерской нашей землячки Людмилы Преображенской чего только нет: ярко раскрашенные глиняные барыни, фигурки домашних животных, плетеные корзиночки, корни неизвестного происхождения - образы, образы, образы…

Все это ручная работа мастерицы - художницы, скульптора по образованию и педагога. И все, чему за годы научилась, она передает юным новомосковцам, увлекая их древним русским творчеством.

К слову, сама Людмила Юрьевна не сразу пришла к пониманию этой красоты. Но, что называется, от корней не уйдешь. Декоративно-прикладное творчество как искусство постепенно входило в ее жизнь, а сегодня полностью захватило. По-другому и быть не могло, потому что Людмила - человек, который, начиная что-то, глубоко изучает и чем больше узнает, погружается, тем больше увлекается и начинает этим жить. Безусловно, она творческая, очень эмоциональная натура - одно слово, художник. И, между прочим, дочь художника, с детства бывавшая в мастерской отца, сколько себя помнит, всегда рисовавшая что-то, лепившая.

Людмила Преображенская родилась в Новомосковске, училась в школе № 5. Окончила отделение «Художественная обработка камня, дерева и кости» Абрамцевского художественно-промышленного училища.

15 лет работала в художественной мастерской городского отдела культуры. В 90-е - научный сотрудник Музейно-выставочного центра. Затем преподавала в «Студии художественной керамики» Дворца детского (юношеского) творчества.

Участница городских, областных и всероссийских выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Имеет массу наград: звание «Почетный работник общего образования РФ», лауреат разных творческих конкурсов - муниципальных, региональных, всероссийских.

Жизнь в глине

Лепила Мила, так Людочку с детства звали, из пластилина. Что такое глина, лет до 16 - до поступления в Абрамцевское училище, - признается, не знала - городская девчонка! Зато сегодня ее ученики знают про глину все, гордится уже преподаватель Людмила Юрьевна. Знают, что такое филимоновская, дымковская, каргопольская народные глиняные игрушки. Сама изучила их тонкости, обучая ребят в студии художественной керамики Дворца детского (юношеского) творчества.

Тогда-то и стали выходить из ее рук глиняные фигурки животных и людей: свиньи, козы, лошади, барыни, кавалеры… Раскрашивала традиционными на Руси цветами. К примеру, для филимоновских, поясняет Людмила Преображенская, характерны всего три: желтый, красно-малиновый и зеленый. А как ярко выглядят эти игрушки - и сегодня глаз радуется!

«Филимоновскую игрушку изначально я не любила, потому что не понимала ее, - откровенно признается мастерица. - А как только начала ее изучать и познала, я ее полюбила. В библиотеке тогда подолгу сидела, листала книги и выбирала, что детям надо обязательно рассказать про это».

История в деталях

Гончарным делом в деревне Филимоново (ныне Одоевского района Тульской области) занимались с XVI века. Благодаря особой глине, которая залегает в районе Одоева, издавна лепили посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая на базаре. При этом мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки. Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки, так как считалось, что их свист отпугивает злых духов.

Глину для кружковой работы с детьми Людмила Юрьевна носила сама. Давали в керамическом цехе на частном производстве, где она трудилась параллельно. И детей туда водила – посуду с ними делали на механическом гончарном круге. Там и сама многому научилась. Да так, что потом была персональная выставка ее гончарных работ в городском археологическом музее. А на IV Всероссийской выставке «Гончары России. Игрушка. Детское творчество» педагог Преображенская получила диплом лауреата; потом еще на II Всероссийском фестивале художественного творчества «Я вхожу в мир искусства»; потом в Вологде –   «Гончары России. Посуда». И еще, и еще…

«Игрушка ведь как творчество возникала на Руси вторично по отношению к быту - посуде, - начала и меня просвещать мастерица. - Кстати, гончарный круг для посуды себе тогда давно сделала, два первых мне еще отец делал. А ученикам потом купила детские круги, и целые классы сидели-вертели». У Людмилы Юрьевны - огромное количество фото, где ребятишки запечатлены за работой на своих маленьких гончарных кругах или лепят каких-нибудь петушков-свистулек.

Естественно, была и роспись. Дети расписывали свои поделки с удовольствием и по древним правилам предков. Вместе с педагогом они подробно изучали народное творчество. От нее также узнали, что народных игрушек на Руси, и в частности в Тульской губернии, было много - можно сказать, в каждой деревне была своя, чем-то отличающаяся игрушка. Только не везде сохранилась память о них.

Жизнь в дереве

Примерно в 2010 году, когда закончила заниматься с детьми в ДДЮТ и вышла на пенсию, Людмила Юрьевна   посвятила себя еще нескольким направлениям русских народных промыслов - увлеклась деревом! У них с мужем есть, что называется, «домик в деревне». Рядом лес и река - и все они твои! «Я там упиваюсь, - продолжила наш разговор Людмила. - Занялась обработкой корней - корнепластикой, или лесной скульптурой».

Найти корявые корни и увидеть в них чей-то образ - тоже талант. Причем в глубине души таящийся, в генах где-то сохранившийся, идущий исстари - исконный. Из таких же найденных в лесу корней наши древние предки делали резных «коньков» на крышах изб.

История в деталях

В русском деревянном зодчестве в конструкции крыши жилых, хозяйственных и других построек использовали свое-образные скульптурные украшения. Они назывались «коньки» и «курицы». Слегка обработанные топором, еловые корни превращались то в коня, то в сказочную птицу, то в оленя с ветвистыми рогами. Раньше конь считался священным животным, которое было связано со светлыми богами и оберегало человека от злых сил.

Коньков вырубали из дерева либо вот так - найдя подходящие корневые хитросплетения. «Надо вглядываться в эти корни - увидишь в них кого-то, значит, увидишь, - лишнее только режешь. А нет - значит, не повезло», - рассуждает Людмила, практически как наши древние предшественники.

Чем дальше изучала Людмила это старинное прикладное искусство, тем больше увлекалась. Так пошло у нее еще и плетение из лозы, из бересты. Корзинки, туеса, солонки разных размеров - все изучила, по историческим книгам делала. Мастерица дала мне в руки плетеный кубик, а в нем что-то гремит - погремушка из бересты. По правильному - «шаркунок» («шаркает» в нем что-то). В него, оказывается, закладывали яблочные косточки, горох. Потрясешь - гремит. Вообще-то шаркунок - это славянский оберег, считается очень известным древнерусским амулетом, который носили на шее, на груди, как кулон. Считалось, что он способен оградить своего хозяина от негатива, идущего извне, а также избавить от порчи и дурного глаза. Если вы чувствуете себя некомфортно и понимаете, что кто-то пытается причинить вам зло, погремите им, и весь негатив рассеется. Просто и со вкусом!

…Людмила Юрьевна брала с полок свои замечательные поделки, давала их мне в руки и рассказывала-рассказывала - заслушаешься про историю каждой. Век живи - а многого так и не знаешь. Спасибо, есть среди нас мастера, щедро дарящие детям и взрослым эти древние знания и умения.

Нина ЩЕРБАТЫХ



Возврат к списку


Написать в редакцию