Новомосковским родителям: как научить подростков с ОВЗ бытовым навыкам

Фото предоставлено ГУ ТО "ТОЦРИ"
О социально-бытовой адаптация подростков с ОВЗ новомосковским родителям рассказывает воспитатель местного полустационарного отделения реабилитации детей Ирина Циммерман.
Формирование у подростков навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости — это задача общая в воспитании любого ребёнка, но в отношении несовершеннолетних с ОВЗ приобретает особый смысл. Так как овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость подростка от окружающих (одновременно облегчая их деятельность по уходу за ним), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии.
Очень важно использовать все способности, возможности подростка и развить у него жизненно-необходимые навыки, чтобы, став взрослым, он смог, по возможности, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить в нормальных средовых условиях.
Одной из важных задач при организации социально-бытовой адаптации является необходимость учёта особенностей подростка, его возможностей, степени утраты здоровья.
Опыт работы показывает, что у подростков с ОВЗ возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков.
Существуют различные методики работы с несовершеннолетними по выработке, формированию таких жизненно необходимых навыков как:
- гигиена тела;
- пользование туалетом;
- приёма пищи;
- правильного обращения с продуктами питания;
- приготовления простейших блюд;
- одевания и раздевания;
- обувания и снятия обуви;
- ухода за одеждой и обувью;
- поддержания порядка в помещении и его уборки;
- ухода за комнатными растениями, домашними животными;
- выполнения мелких покупок;
- некоторых других навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда.
Практические советы по обучению подростков новым
видам деятельности
1. Выбирать для обучения те виды деятельности, которые несовершеннолетний может видеть или слышать в практической жизни, в реальности; всегда объяснять ему и разговаривать с ним о том, что вы делаете; выполнять все малознакомые действия вместе с ним и разговаривать о тех действиях, которые в вашем присутствии выполняют другие подростки.
2. Сначала выясните, как несовершеннолетний вас понимает. Он может понимать вас, слушая вашу речь, наблюдая за выражением лица, движениями рук, тела. А также может понять вас, делая что-то вместе с вами.
3. Учите подростка выполнять различные виды деятельности в то время, когда это обычно делают другие люди. Например, помогайте ему учиться раздеваться, когда пришло время сменить одежду или ложиться спать. Начинайте обучение с того вида деятельности, которому, по вашему мнению, он сможет научиться легче всего. Учить лучше одновременно только одному виду деятельности. Начинайте обучать его новому только тогда, когда он научится хорошо выполнять предыдущее.
4. Может случиться так, что подросток не может научиться какому-то новому виду деятельности, как бы вы ни старались обучать его. Тогда разрешите ему заниматься тем, что он уже может делать.
5. Некоторые подростки могут удерживать внимание на очень короткое время. Если подросток такой, то сначала учите его тем видам деятельности или играм,которые ему нравятся больше всего. Не заставляйте его делать что-либо очень долго. Наблюдайте за ним, чтобы заметить, когда он начнёт уставать. Прекратите заниматься этим видом деятельности, до того, как он устанет.
6. Чтобы помочь подростку быстрее учиться, необходимо использовать поощрение. Когда подросток получает какое-то поощрение за то, что он правильно что-то сделал, он захочет сделать это опять.
7. Когда вы чему-то учите несовершеннолетнего, постоянно наблюдайте за ним во время занятий. Всегда старайтесь выяснить, какую часть данного вида деятельности он может сделать самостоятельно, каковы его максимальные возможности. Затем помогите ему сделать то, что он не может выполнить без посторонней помощи.
Конечно, всё это непросто.
Однако, правильный подход, повседневное приучение подростка к выполнению посильных заданий, со временем окупят себя сторицей.
И несовершеннолетний постепенно становится самостоятельным, обслуживающим себя человеком, а иногда, и помощником своих родителей.