Выставка «Поэзия дерева» развёрнута в археологическом музее
- 16.01.2025 17:02
- Фото "НП"
Необычная выставка с названием «Поэзия дерева» открылась в одном из залов археологического музея города 16 января.
Свои работы в технике корнепластики представил в Новомосковске тульский мастер Александр Степочкин. Чтобы понять, что это такое, нужно обязательно увидеть сами произведения.
Скульптуры из дерева, целые картины и миниатюры, - фигуры, образы вырезаны из дерева, корневищ, трутовиков - грибов, развивающихся на древесине, реже на почве, - и все это корнепластика. Это искусство, созданное самой природой, но увидеть, изначально разглядеть в сухих ветках, корнях, пнях будущий образ может только человек со взглядом художника, скульптора, с большой творческой фантазией.
Об этом пришедшим на открытие выставки новомосковцам рассказала заведующая археологическим музеем Ольга Халилова. Она напомнила также классическую историю про то, как 500 с лишним лет назад у Микеланджело спросили однажды, как ему удается создавать восхитительные скульптуры, и он ответил: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю все лишнее». Так и в корнепластике: автор, подметив уже созданный природой сюжет, дорабатывает детали, усиливает акценты, удаляя отсекая, вырезая с дерева «лишнее», угадывая в хитросплетении корней некий сюжет или готовую скульптуру - будь то птица, зверь, мифическое существо или человек и т. д.
Туляк Александр Степочкин явно обладает таким художественным видением и мастерством. На выставке в археологическом музее представлены яркие, узнаваемые фигуры: поющие бабушки – с открытыми ртами, моряки, казак, чайханщик, сказочные образы - Кощей Бессмертный, избушка на курьих ножках с Бабой-Ягой, Царевна-лягушка с Иваном, старуха Шапокляк с Чебурашкой и многие другие.
Удивительно, как мастер сумел распознать всех их в валяющихся под ногами ветках, попадающихся сухих корневищах и т. п.
Сам Александр Петрович рассказывал и на других выставках, как впервые познакомился с этим искусством почти полвека назад, когда в Москве на Арбате увидел работы, сделанные в такой технике.
Работать с деревом он, выросший и живший в деревне, умел. В итоге нигде этому не учился, а ножом и топором стал создавать первые образцы. До всего доходил сам, а сюжеты подсказывала природа.
Теперь уже его увлечение насчитывает десятки лет, бессчетное множество образов, а выставки проходят постоянно, и уже не только в Туле и городах области, а и в Москве, в Твери. Причем сюжеты и фигурки рождаются у него при первом взгляде на исходный материал.
Новомосковцы, как и все, кто знаком с подобными произведениями природного и художественного искусства, безусловно, получат удовольствие, побывав на этой выставке.
0+