За наши славные «У-2»!
- 07.12.2024 12:00
7 лет назад на здании Новомосковской автошколы ДОСААФ была установлена мемориальная доска с текстом: «Памяти воспитанников Сталиногорского аэроклуба ОСОАВИАХИМ 1934 – 1941 гг.». А на стендах в вестибюле там представлены историческая справка, освещающая основные этапы развития аэроклуба в городе; портреты основателей и преподавателей, воспитанников Сталиногорского аэроклуба – Героев Советского Союза.
ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне авиации и химическому строительству) – организация, зародившаяся в нашей стране еще в конце 20-х годов, переросла в 1951-м в ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Сегодня в этой системе действует наша автошкола. А 90 лет назад, в 1934 году, в Сталиногорске в этой системе был создан аэроклуб. Назван он был именем Михаила Бабушкина, одного из героев-челюскинцев, побывавшего в свое время в нашем городе.
90 лет – красивая памятная дата, тесно связанная с историей Сталиногорска, с судьбами его жителей. Юбилейный вечер, посвященный этому событию, прошел в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина. Гостями его стали студенты новомосковских колледжей, председатель местного отделения Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных сил РФ Владимир Шулковский, а организаторами - заведующая отделом краеведения Анжелика Польшина, сотрудники библиотеки.
Молодым людям рассказали о целом историческом пласте в летописи родного города. Ведь в нашем аэроклубе тогда, практически накануне войны, выросли многие герои-летчики и парашютисты, которые позже внесли свой огромный вклад в Победу.
«Молодёжь – на самолёты!»
- такой клич был брошен в начале 30-х годов в связи с тем, что в стране бурно развивалась авиационная промышленность.
Для аэроклуба был выделен барак в заводской части города на улице Обороны. И одновременно началось строительство аэродрома и необходимых сооружений. В итоге Сталиногорскому аэроклубу принадлежали самолеты «У-2», ангар для них, необходимые постройки - ремонтная база и многое другое.
Придирчиво набирали курсантов – на конкурсной основе! И аэроклуб стал недосягаемой мечтой для сотен и тысяч юношей и девушек. Потому что требования тогда к курсантам предъявлялись такие, как еще недавно, в нашу эпоху, к космонавтам. Ведь в курсантах виделись будущие летчики-истребители, и им необходимы были не просто здоровье, но и особо прочная нервная система, и бесстрашие, и отменный вестибулярный аппарат, и стопроцентное зрение, и еще многое другое.
Еще до полетов-самолетов парней учили азам летного дела - теории. Дисциплины были сложные: изучение самолета, его материальной части – от фюзеляжа, крыла, элерона до мотора включительно; теория полета, или основы аэродинамики. Одновременно усваивали наставление по производству полета, топографию, включая воздушно-наземное ориентирование. Весь курс учебы занимал два года, причем, что особенно важно, эти два года шли в зачет службы в армии, выпускники при всех обстоятельствах освобождались от призыва.
И наконец, в летную подготовку курсантов Сталиногорского аэроклуба входило «воздушное крещение» — полет с инструктором, полеты по кругу, полеты в зоне, а затем самостоятельные полеты. И первый такой полет считался «рождением летчика» - самый счастливый день!
«Небесные тихоходы»
Когда первый, сравнительно небольшой набор, всего 21 человек, закончил с теорией, подоспела и летная база. В 1935 году начались учебные полеты на «У-2». Кто из фронтовиков не помнит этих «небесных тихоходов»! Ворчит, бывало, в небе этот двукрылый самолетик – глядь, а его уже нет, сел где-то на полянке, на поле, а то и на шоссе. Знали: значит, доставлен какой-то приказ из штаба армии или корпуса, доведут его и пехотинцам.
А сколько страху нагоняли на гитлеровцев эти «тихоходы», «рус фанера», как их прозвали немцы. Подкрадывались «тихоходы» на малой высоте к передней линии врага и начинали точненько бомбить заранее разведанные огневые точки противника. Делали это в годы войны наши отважные женщины-летчицы.
…Самых лучших из аэроклуба через военкоматы направляли в военно-летные училища — в Качино, в Красный Кут, где учеба продолжалась еще два года.
Аэроклуб развивался быстро, популярность его в городе и округе росла. К 1939 году в аэроклубе было около 40 самолетов У-2. Ежегодно выпускалось до ста летчиков. Одного аэродрома уже было мало — второе летное поле спланировали в районе бывшей шахты № 28.
В 1940 году состоялся последний выпуск летчиков, обучавшихся без отрыва от производства. Такая форма обучения к этому времени себя, видимо, изжила, требовался другой, более высокий уровень.
На крыльях – к Победе
Весной 1941 года все тульские аэроклубы, в том числе и сталиногорский, вошли в состав 3-й военной школы первоначального обучения летчиков. Базировалась она в Сталиногорске. Состав курсантов – не из «вольных стрелков», как прежде, а по набору и направлению военкоматов – с полным отрывом от производства. Словом, это уже была военная школа. Становился военным весь личный состав, все инструкторы – им были присвоены Московским военным округом воинские звания. Школа состояла из трех эскадрилий. На переход от одной формы учебы к другой отпускался всего месяц. И никто тогда не знал, что месяц работы в мае будет последним мирным накануне Великой Отечественной войны.
А война подкатывалась к родному порогу. Фашисты захватили Орел, стала прифронтовой Тула. И тут военной школе № 3 первоначальной подготовки было приказано перебазироваться в Чувашскую АССР. В первых числах октября 1941 года, когда город уже подвергался бомбежкам, из Сталиногорска в Чувашию отправился эшелон с имуществом и нелетным составом школы, а следом вылетели на самолетах ее руководители и инструкторы. Роль военной школы неизмеримо возросла — ведь она в условиях войны должна была готовить кадры летчиков.
В годы Великой Отечественной войны многие из воспитанников Сталиногорского аэроклуба, ставшие военными летчиками, были награждены орденами и медалями, 19 из них стали Героями Советского Союза.
…Однажды в военную школу № 3 прибыл статный красивый летчик. Его походка была немного замедленной, но твердой. Потом оказалось, что у него ампутированы обе ступни, а вместо них — протезы. Никто всерьез не верил, что этот человек, — а это был Алексей Маресьев, — снова может сесть за штурвал самолета. В итоге Алексей Маресьев стал идеалом мужества сразу для нескольких поколений советских людей. Он летал с протезами на обеих ногах, вел воздушные бои, стремился уничтожить врага в любых условиях и одерживал в них блестящие победы.
Военная школа первоначального обучения, в которую Алексей Маресьев попал после ранения и операции, — в основном бывший Сталиногорский аэроклуб — функционировала на протяжении всей войны и выпустила сотни летчиков. Лишь в конце 1945 года она была упразднена - история Сталиногорского аэроклуба завершилась.
(По материалам НБС)