Дошкольники и гаджеты – польза или вред?

Дошкольники и гаджеты – польза или вред?

Современным людям трудно представить свою жизнь без гаджетов. Смартфоны и планшеты прочно вошли в нашу жизнь и стали настоящими помощниками. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребёнка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить малышей от современных веяний.

 

Очень важно понять, что гаджеты несут и позитивную, и негативную окраску. 

 

Безусловно пользу гаджетов нельзя недооценивать. Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мультики и передачи, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире.

 

Однако, важно дозировать контакт детей с данными устройствами, так как они могут оказывать отрицательное влияние на здоровье, физическое и психическое развитие детей.

 

В первую очередь, возможно ухудшение зрения.  К тому же, дети, проводящие много времени за гаджетами, меньше двигаются, что может отрицательно сказаться на их опорно-двигательной системе. Ребёнок за ноутбуком не всегда сохраняет правильную осанку, что может  привести к искривлению позвоночника.

 

Итак, родители дают детям гаджеты с разными целями: для развития, для переключения внимания при капризах, когда нужно долго ждать или просто, чтобы выкроить для себя свободное время. Замена родителей таким привлекательным устройством приводит к нарушению детско-родительских отношений.

 

В последние годы, и родители  и педагоги наблюдают задержку речевого развития у дошкольников. Дело в том, что современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают программы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение. Усталых и молчаливых родителей заменяет громкий и постоянно говорящий экран. 

 

Раннее знакомство с гаджетами тормозит развитие речи и усугубляет коммуникативные проблемы. Дети, которые много времени проводят за гаджетами не имеют возможности и желания совершенствовать умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Поэтому, их социализация страдает.

 

Зачастую виртуальное пространство способствует снижению творческой активности ребенка, ведь там он может действовать только в рамках опций, предусмотренных производителем программы.

 

Вытеснение интересов, отношений и привязанностей в виртуальное пространство. Это очень серьёзное последствие, и возникает оно только при злоупотреблении гаджетами. Попытки ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику. Ребёнок буквально выпадает из реальной жизни: все его интересы сосредоточены на виртуальном мире. В этом случае можно говорить о зависимости от гаджетов.

 

Как же предупредить или победить детскую зависимость от компьютерных устройств?

 

Разумеется, просто забрать гаджет у ребенка - не вариант. Здесь  нужен правильный подход.

 

Советы родителям:

·        стимулируйте разнообразную занятость ребенка.

·        больше общайтесь с ребёнком, обсуждайте с ним свои и его чувства.

·        учите общаться, знакомиться, мириться, договариваться со
сверстниками.

·        личный пример, дети всегда повторяют взрослых и если родители все свободное время проводят в интернете или за играми, то и ребенок будет вести себя так же.

·        набраться терпения для того, чтобы противостоять манипуляциям. 

·        интересуйтесь, чем занимаются ваши дети за компьютером.

·        родители, вручающие гаджет своему ребёнку, должны при этом отдавать себе отчёт, что строгий контроль над временем игры ребёнка с гаджетом необходим.

·        не желательно знакомить с гаджетами детей до 2- х лет. Важно - максимально продлить период «нецифровой игры». 

 

Разумный подход – это научить ребенка правильно относиться к компьютеру и интернету, позволить ребенку пользоваться компьютером, но под родительским контролем и с ограничением времени.

 

В умелых руках планшет для детей становится окном в мир нового, интересного и поучительного. В других же случаях он может превратиться в устройство для деградации и психического расстройства. 

 

Чем планшет станет для вашего ребенка — зависит от вас.

 

Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни
ребёнка стали источником проблем.

 

 

Материал подготовила:

воспитатель полустационарного отделения реабилитации

детей с ограниченными возможностями здоровья (г. Новомосковск)

Татьяна Ермакова

Фоторепортаж