• novpravda@mail.ru
  • 301650. Тульская область, г.Новомосковск,
    ул. Комсомольская, д.8
  • +7 (48762) 6-31-88
    +7 953-198-19-31
 
Женской души кружева 30.09.2018 09:49:00

Женской души кружева

Немногие нынешние молодые девчата - про парней и говорить не приходится - знают, что такое коклюшки. Зато это слово хорошо знакомо школьницам и взрослым женщинам, посещающим занятия у Тамары Александровны Бондаревой в народной студии кружевоплетения новомосковского Центра традиционной народной культуры.

Более того, они могут разговаривать практически шифром и друг друга понимать: «Сначала идет полотнянка простая, потом жучки, вилюшечки переходят в змейку, потом насновки, решетки и денежка». А еще есть лапти, брошки, пышки, города, вертячий край, бараньи рожки, блины, пава за павой, рыжечки, рябушка, череночки, узкие узятки, вороний глаз, паучки, жемчужинка, звездочка, сливка и т.д. Всё это названия мелких элементов узоров, из которых в результате складывается красота неимоверная – тончайшие кружевные платки, шарфы, жилеты, воротнички и еще много чего.

Вплели славянские традиции

Откуда у женщин страсть к почти забытому ремеслу, которое, по сути, является искусством? Видно, это в крови. В старину каждая русская женщина-крестьянка не могла не рукодельничать. Чтобы одеть семью, нужно было ткать, вышивать, плести. Особо умелые привлекались для изготовления господских нарядов, и среди них ценилось изготовление кружев.

Впервые о русских кружевах упоминается в Ипатьевской летописи, где они названы золотыми - кружево выплеталось тогда из золотой и серебряной нити. Тогда ценили не столько искусную работу, сколько сам материал. И даже продавали кружева на вес. В Оружейной палате Кремля хранится платье для царского выхода императрицы Екатерины II, сделанное из тончайшего серебряного кружева. Государыня надела его всего один раз из-за непомерной тяжести – более пуда.

В XVII-XVIII веках в европейских странах дорогое золотно-серебряное кружево потеснили демократичные нитяные кружева. Император Петр I выписал из бельгийского Брабанта в 1725 году монахинь-мастериц для обучения плетению кружев девочек-сирот при Новодевичьем монастыре. И зазвенели коклюшками с утра до ночи крепостные девушки, украшая жизнь своих господ уникальными изделиями. Доступность материала и универсальность применения сделали коклюшечное кружево поистине народным. И это был очень тяжелый труд – мастерицам-кружевницам было не до восхищения: чтобы льняная нить не пересыхала и не рвалась, плели в сыром помещении, с повышенной влажностью. Во вредных условиях.

Но в итоге в России пришедшее из Европы немецкое кружево было расцвечено такой богатой выдумкой, таким разнообразием орнаментов, так срослось с фольклорной славянской традицией, что вошло в историю мировой культуры под названием «Русское кружево». Основными центрами кружевоплетения были Вологда, Рязань, Елец, Вятка, Кириши, и Белев – наш, что в Тульской губернии. Причем именно белевские кружева Тамара Бондарева считает самыми красивыми: в них наиболее разнообразны нежные рисунки.

Из учениц в мастерицы

Тамара Бондарева за 23 года, что увлекается прикладным видом народного творчества, настолько освоила все элементы знаменитых елецких, вологодских, киришских, белевских кружев, что стала практически профессионалом и уже не один десяток лет обучает мастерству девочек, женщин – всех, кто изъявляет такое желание. Сама же она начала изучать кружевоплетение после выхода на пенсию, и в этом смысле ее жизнь действительно началась с нового витка. Сперва она тоже пришла в качестве ученицы в ЦТНК, но настолько увлеклась, самостоятельно прочла много специальной литературы, пробовала плести сколки – кусочки узоров, что ушла далеко вперед в этих знаниях и вскоре ей предложили вести занятия в студии кружевоплетения.

Тем, кто впервые приходит на ее занятия, особенно детям, Тамара Александровна рассказывает, что это за искусство, откуда оно пошло, как на Руси работали умелицы, чем отличалось русское кружево, какие традиции с ним связаны. И только потом переходит к практике.

«Конечно, сейчас можно научиться всему в интернете. Там и узоры можно заказать, и всё необходимое: нитки, коклюшки, барабан с подставкой, на который крепится сколок – схема узора, - рассуждает Бондарева. – Но опять же, есть моменты, которые с нуля узнаешь только у мастера, без живого контакта со знающим человеком ничего не получится».

Сама Тамара Александровна, по ее выражению, 23 года назад буквально заболела кружевами. Тогда еще узоры находила в журналах «Крестьянка», «Работница». А когда уходила на пенсию из технологов на ЭМЗ, подарили ей замечательную книгу – «Энциклопедия рукоделия». Там немножечко было о коклюшках, о кружевоплетении, именно оттуда и пошло увлечение.

Красота рождается в руках

Тамара Бондарева – из поколения детей войны. Уже после победы, помнит, сидят они с мамой на лугу, - жили в Донском, - одеяло крючком плетут, скатерть вышивают, мама с одной стороны, а она - с другой. Рукоделие всегда оставалось в крови наших женщин – порой от нужды, но обязательно от красоты и уникальности такой работы. Без души ничего создать невозможно, считает мастерица.

«Девчата у меня спрашивают: а долго этому надо учиться? – продолжает она разговор. -   А я говорю: всю жизнь… Начинаешь новый рисунок – значит, начинаешь всё сначала: разбираешься, а здесь как? Да и в нашей студии полный курс не меньше четырех лет, чтобы понять принципы кружевоплетения».

Это мастерство и в старину было сложным, кружевницы считались белошвейками. Хотя многие были крепостными, добропорядочные барыни, бывало, их оберегали, на другую работу не направляли.

И хотя занятие сложное, оно еще и затягивает. Оторваться от «кружевной» работы даже вечерами дома невозможно: «Вот-вот еще сделаю – и тогда остановлюсь, - делится в разговоре Бондарева, - но снова и снова перебираю коклюшки, и появляется новый узор»…

Несмотря на свои 80 лет, которые отметила Тамара Александровна в августе, она полна оптимизма и желания передавать мастерство всем, кому это интересно.

…Итак, барабан, подставка, коклюшки, иголочки и сколок – и вперед, любительницы рукоделья, пробуйте себя!

Нина ЩЕРБАТЫХ



Возврат к списку

Написать в редакцию