
«Все мы тут - для детей!»
Кажется, жизнь с самого начала не оставила Нине Васильевне выбора – только в детский сад, только к детям!
Профессия сама ее выбрала
ТАКОЕ редко бывает. С ней так случилось. Нина Парамонова (оговоримся сразу, нынешняя фамилия - по мужу – прим. авт.) практически с детства определилась с профессией воспитателя: ей рано пришлось опекать троих младших братьев.
…Нине было три годика, когда из родной деревни Богородицкого района семья переехала в Сталиногорск. Жили «на севере», бабушка держала корову, отец устроился работать на химкомбинат. Всё вроде бы хорошо, но неожиданно в семью пришло горе: отца на работе убило током. Остались ребятишки – мал мала меньше, Нина старшая. Братья-двойняшки, по 6 лет, и третий - несмышленыш. За братьями пришлось присматривать, пока мама работала. Нина в детский сад никогда не ходила, а по жизни получилось, что «воспитательницей» стала еще в классе шестом-седьмом - братьев помогала растить.
И еще одно к одному: в школе ее класс водили в соседний детский садик помогать воспитателям - то книжечки подклеивали, то цветные карандаши точили, а то и с ребятишками общались. Сейчас это можно было бы назвать профориентацией. Вспоминая всё, Нина Васильевна признается: «Как-то мне это на душу тогда легло». Другой профессии для нее уже не было.
В 1967 году поступила в педучилище «на севере», окончила учебу и по распределению попала в детский сад № 32. В это время у нее уже сложилась семья. Нина ушла декрет, а когда вышла на работу, детсад был преобразован в детский дом. До того еще с войны в городе действовал, как его звали, детский дом Арутюнянца – его закрыли и оттуда перевели детей в преобразованное учреждение, плюс привозили малышей со всей Тульской области.
«Мама» - работа сердечная
НИНА Васильевна 10 лет проработала там воспитателем. Это было самое тяжелое для нее в моральном плане время. Детишек сюда переводили из Дома ребенка в детсадовском возрасте - от 3 до 7 лет. И первые три года они всех подряд называли мамами – жалко их было невозможно! Поэтому и было тяжело работать. Однако то время Нина Васильевна вспоминает с теплотой – перед ней и сегодня те доверчивые детские лица, для которых она действительно была мамой, ведь для ребятишек это был единственный дом.
Вспоминает педагог, как готовили с малышами праздники, как приходили к ним шефы с химкомбината и как радовались дети принесенным подаркам, как выступали перед ними… Сердце сжималось одновременно и у воспитателя, и у гостей, когда на 8 Марта ребятишки пели им песни, с выражением читали стихи, посвящая всё пришедшим «мамам».
Еще тяжелее становилось, когда приходило время расставаться. Воспитатели сами развозили их, подросших, по школам-интернатам области. Навек в память Нины Васильевны врезалось, как везла она мальчика Толечку (и имя помнится!) в Желыбинскую школу-интернат, за Тулой, в Ясногорском районе. Ехали на автобусе. «Вышли мы с ним, спросили у местных дорогу. Нам сказали: сначала через лес надо идти, потом через поле - и там будет интернат, – вспоминает Нина Васильевна. - Помню, идем через лес, он ко мне прижался – и мне его так жалко стало – невозможно! Перетащила его через какой-то ручей, сели, покормила его - заранее с собой «тормозочек» купила, - уговаривала, мол, ты вырос большой, в школу пойдешь, будешь учиться… Идем полем, рожь кругом колосится. А пришли в интернат, он в меня как вцепился – и я плачу, и он плачет… Иду оттуда – реву…»
За дело – по-хозяйски
10 ЛЕТ отработала в детском доме воспитательница. Тогда же поступила в Московский государственный заочный институт на свою специальность «Дошкольная педагогика и психология». А по окончании в 1979 году Нину Парамонову направили в детский сад № 58 методистом. С тех пор она так и трудится здесь - 37 лет в одном учреждении, 34 из них – в должности заведующей.
Детский сад был ведомственный - от котельно-механического завода. Предприятие не богатое, тем не менее назначенной заведующей удалось добиться, чтобы садик закрыли на капитальный ремонт. Большое дело тогда сделали: Парамонова настояла, чтобы из здания детсада в отдельное помещение вынесли прачечную. До того стиральные машины сильно гремели, работали сушилки, влажность была повышенной - пользы для детей в этом не было. КМЗ пошел навстречу, и в бывшей котельной оборудовали прачечную. А во время ремонта заведующая еще «подсуетилась»: попросила утеплить спальни, в которых было много окон. Часть их заложили, и климат в ясельках сразу изменился. Зал на первом этаже тоже обложили стеклоблоками, потеплело и там.
А сегодня заведующая радуется еще и тому, что по областной программе развития дошкольного образования в детском саду заметно улучшилось материальное положение. Садику выделяют средства на образовательный процесс: закуплено интерактивное оборудование, доски, обновлена мебель, которая теперь регулируется по росту детей. Современным становится процесс обучения и воспитания.
Всё делается не зря. Наблюдения показывают, что поколения детишек меняются, а здоровье их не становится крепче. Нина Васильевна организовала - и для оздоровления ребятишкам в детском саду выдают кислородный коктейль, а квалифицированный массажист бесплатно делает массаж.
Духовно-нравственному воспитанию тоже придают больше значение. Нравственные понятия, уверена педагог Парамонова, закладываются именно в этом детском возрасте. Малыши меняются на глазах, и в школу уходят немного другими. Они начинают понимать, что, к примеру, нельзя никого обижать и сами друг друга останавливают во время ссоры.
Доверяй, но проверяй
ДЕТЕЙ есть кому воспитывать. Педагогический коллектив в детсаду достаточно стабильный. «Самое главное, у нас нет равнодушных», - оценивает труд своих подчиненных заведующая. Качество работы каждого сотрудника важно, вплоть до уборщика. «Все мы тут для детей!» - твердое убеждение Нины Васильевны.
На мой вопрос: «Детей у вас учат. А вы сами умеете рисовать, лепить?» - Нина Васильевна лукаво смеется: «Таких талантов у меня, к сожалению, нет. Но я собираю талантливый коллектив, который умеет всё».
Строгий ли она руководитель? Признается, бывает по-разному. «Если кто-то провинится, приглашаю человека в кабинет, закрываю дверь, и не в присутствии других - один на один - отчитаю по полной программе. Обычно до человека доходит, - откровенно рассказывает Нина Васильевна. - А так, стараюсь все-таки больше отмечать положительные стороны. И если коллега сделал что-то полезное, новое, обязательно похвалю. Только это дает стимул для дальнейшей работы. Похвала лучше, чем «кнут».
Люди действительно здесь стараются, находят новые формы работы. В коллективе сложились доверительные отношения, считает Нина Васильевна. И главное – здесь любят детей.
От улыбки – точно всем светлей
…ЗНАЮ только двух женщин, случайно встречая которых и здороваясь с ними, всякий раз уверена: сейчас улица осветится солнцем – такая у них лучезарная, в прямом смысле, солнечная улыбка. В любую погоду. Одна из них Нина Васильевна, с которой, не коротко, мы знакомы много лет.
А ведь ей пришлось пережить большие потери, по-настоящему невосполнимые. Помимо непростого детства. В армии погиб единственный сын, муж умер шесть лет назад. Вся жизнь ее теперь по большому счету тут – в детском саду.
При этом женщина остается оптимистом по жизни, высоконравственным человеком. Только таким людям и нужно работать с детьми. Только таким их и можно доверять. Известна мудрость: «Хорошего человека жизнь пожмет-пожмет да и отпустит!» Это про Нину Васильевну.
…Во время нашего разговора в кабинете заведующей вдруг распахнулась дверь, запросто ввалился малыш в куртке, шапке набекрень и, растягивая слова и картавя, прямо с порога заявил: «Нина Васильевна, а у меня зуб…» - «Что, Тимоня, зуб заболел?» – откликнулась она. – «Пломбу меняли!.. Просто та пломба немножко выскочила…» - поделился сокровенным карапуз и так же неожиданно, как появился, исчез за дверью… Стало, ясно: доверительные отношения у заведующей не только с сотрудниками.
Нина ЩЕРБАТЫХ