• novpravda@mail.ru
  • 301650. Тульская область, г.Новомосковск,
    ул. Комсомольская, д.8
  • +7 (48762) 6-31-88
    +7 953-198-19-31
 
Влюблённые в искусство 20.02.2018 13:07:00

Влюблённые в искусство

Несмотря на все трудности, а вопреки им и во имя искусства, новомосковский театр развивается и значит – живет.

В провинции творческим людям часто кажется, что они вдали от самого важного, главного, что настоящее искусство где-то далеко, но уж точно не рядом с ними. Но именно здесь еще сохраняется чистота жанра, искренность души, наше русское умение сделать тишину оглушительной, молчание красноречивым, а воздух прочным. Именно здесь беззаветно и бескорыстно служат настоящему Театру. Служат 80 лет.

Из архива театра, газета «Коммунар» 5 марта 1938

«30 января 1938 года в Сталиногорске открылся драматический театр. С гордостью и волнением работали мы, работники театра, над созданием очага культуры в городе, возникшем в течение первой пятилетки» -

так писал Владимир Гарденин, художественный руководитель вновь созданного профессионального театрального коллектива. Этот день принято считать сегодня днем рождения Новомосковского драматического театра.

2018 год стал юбилейным для Новомосковского драматического театра, а ныне филиала Тульского академического театра имени М.Горького.

К этой славной дате он пришел обновленным, похорошевшим, полным сил и устремленным в будущее. Для тех, кто помнит и любит его с детства, этот театр–живое существо, во всяком случае – одухотворенная данность, без которой наша жизнь была бы не такой полной. Несмотря на всяческие сложности и структурные изменения, новомосковский театр остается театром-домом, то есть семьей со своими радостями, праздниками и буднями. За 80 лет в театральной семье сменилось несколько поколений - талантливых, ярких. Взглянуть на генеалогическое древо новомосковской драмы необычайно интересно. В музее города есть снимок, на нем молодая женщина, на обратной стороне надпись: "1932 год. Бобрики. Актриса московского театра Н. В. Гоголя приехала организовать ТРАМ." Выпускница Щепкинского училища, Александра Прокофьевна Хрявина-Силина написала об этом времени.

Из архива театра, газета «Новомосковская, правда» 11 апреля 1990г.

"Не обозначился еще ясно будущий город химии, а в горкоме комсомола возникла мысль создать студию театра из рабочей молодежи. Город бараков, бричек землянок. На улице нет освещения, полное бездорожье. По объявлению о приемных экзаменах в студию пришли землекопы, маляры, жестянщики, каменщики. Семь дней шли экзамены в помещении полуразрушенного барака».
 
Так был создан театр рабочей молодежи «ТРАМ». Первые спектакли ТРАМа - «Шестеро любимых» по пьесе А.Арбузова, «Чудесный сплав» по пьесе В.Киршона,»Горе от ума» А.Грибоедова, «Гроза» Н.Островского, «Васса Железнова» М.Горького. увидели первые жители и строители химического комбината. По документам музея можно проследить историю довоенного профессионального театра. В 1934 году, актеров театра рабочей молодежи снимают с производств, назначают небольшую стипендию и предоставляют возможность получить профессиональное актерское образование. Шефство над сталиногорским ТРАМом взял Московский Камерный театр (ныне театр им. Пушкина.)

Педагоги щепкинского училища Константин Александрович Зубов и Вера Пашенная воспитывали и обучали актеров, в лучших традициях школы русского сценического реализма, которая включала в себя пение, танец, пантомиму, акробатику, ритмику, актерское мастерство. И когда 5 января 1938 года по решению Оргкомитета ВЦИК по Тульской области в Сталиногорске был организован драматический театр, в основной состав труппы были приглашены не только высококвалифицированные актеры, до этого работавшие в крупных театрах СССР, но и сталиногорские студийцы.

Руководителем и главным режиссером назначен Владимир Гарденин - верный последователь учения Константина Станиславского, выпускник Первой студии МХАТа. Актеры, стоявшие, у истоков театра, - люди, наделенные могучей силой, одержимые неиссякаемой верой в то дело, которому была посвящена их жизнь. Конечно, как и все семьи, театр переживал разные времена - счастливые и сложные, радостные и мрачные.

Из городского архива Новомосковска.

«с 1942 по 1952 год поставлено 113 спектаклей, сыгранных на зрителя 3679 раз, обслужено 1 434 тысячи зрителей».

В суровые годы войны и нелегкие послевоенные годы театр с честью выполнял свой долг, заслужив всеобщее признание зрителя. В эти годы в сталиногорской драме царила атмосфера настоящего творчества. Взвешенный, злободневный, глубокий репертуар, режиссура Владислава Горича, Льва Полонского, Семена Баркана, Михаил Норвида – воспитывали понимание ценности человеческой жизни, любви, милосердия и веры. Продолжая мхатовские традиции, режиссеры Владимир Чичко, Александр Яров, Владимир Каплин, Инна Мандражи, художники Лев Брустин, Евгений Манке, Иосиф Трояновский, Элеонора Саламанова, Марк Мотин приняли от них тот заряд творческой энергии, благодаря которому рождались прекрасные постановки, и труппа объединялась в счастливом порыве служения театру. И если в театре задерживался, а правильнее сказать, появлялся лидер, он был настоящим отцом, главой.

Из архива театра. Буклет, посвященный 50-летию театра.

«На протяжении двадцати трех лет театр возглавлял Заслуженный артист РСФСР Дмитрий Иосифович Рудник. За это время им поставлено 92 спектакля».

Среди них: «Русские люди» К. Симонова, «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, «Егор Булычов и другие» М. Горького, «Принцесса Турандот» К. Гоцци, «Таня» А. Арбузов, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого, «Дурочка» Лопе де Вега, Иркутская история» А. Арбузова, «Отелло» В. Шекспира, «Мадемуазель Нитуш» Э. Эрве, «Так и будет» К.Симонова.

Дмитрий Рудник, ученик великого мастера сцены Юрия Завадского - режиссер с привитым соблюдением всех норм художественной правды. Режиссер, который тесно слил свою судьбу с судьбой людей-зрителей своих спектаклей. Из множества тем многогранного театрального искусства он вынес на первый план ненависть к войне и объяснение человеку истоков счастья.
В этот период новомосковский театр достигает наивысшего подъема. С театром сотрудничают народные и заслуженные артисты РСФСР Андрей Алексеевич Попов, Петр Михайлович Ершов, Николай Сличенко, Рада и Николай Волшаниновы, Борис Тенин, Тамила Агамирова, Тамара Семина, Ия Савина, Людмила Шапошникова, Иннокентий Смоктуновский, известные режиссеры Борис Афицинский, Николай Рябов, Атонина Артюхевич.

Появились и расцвели имена замечательных актеров - Павла Боголюбова, Георгия Расторгуева, Максима Абрамова, Виктора Власова, Владимира Качалина, Якова Банчука, Елены Никитиной, Бориса и Нины Уваровых, Владимира Артюкова, Тамары Коршуновой, Давида Долохова, Нины Черемухиной, Ивана Пругера, Людмилы Буновской, Елены Крохотиной, Светланы Зайкиной, Александра Замараева, Петра Балабанова, Свеланы Таршис.

Особое место в театре занимала гастрольная деятельность. Особое место в театре, возглавляемом директором Еленой Алексеевной Тюремновой, занимала гастрольная деятельность. Именно благодаря ее большим организаторским способностям, хозяйской сметке и отличным знаниям структуры театра новомосковских актеров знали не только в центральной части России, но и на Украине, Белоруссии, Прибалтике, Грузии, Армении, Азербайджане.. С апреля по октябрь театр обслуживал города и веси нашей страны. Военные округа прикарпатский, закавказский, прибалтийский, белорусский - называли новомосковский театр «Нештатным театром Центрального Дома Советской Армии».

Архив театра, Газета «Новомосковская правда» 7 ноября 1975 года. Елена Тюремнова, директор Новомосковского театра. Заслуженный работник культуры РСФСР вспоминает

«…за последние двенадцать лет-это седьмая поездка нашей труппы в республики Закавказья. Как и прежде мы побывали в самых отдаленных уголках Грузии, Армении и Азербайджана. На Украине в городах Херсоне и Ворошиловограде, гастроли продолжались 45 дней».

Успех новомосковского театра зависел не только от продвижения театра как брэнда, но и каждый новый спектакль выводил театр на новый уровень признания. Никогда местная пресса не писала таких восторженных отзывов о таких спектаклях как «Старик» М. Горького, «Власть тьмы» Л.Толстого, «Странная миссис Сэвидж» Д.Патрика, «Мамаша Кураж» Б.Брэхта, «Гроза» Н.Островского, «Дядя Ваня».

90-е годы десятилетие свободы, когда можно было творить, придумывать, пробовать, все было разрешено, цензура пала, перед театром открываются какие-то удивительные горизонты. В репертуаре театра появляются пьесы наших современников Григория Горина, Александра Галина, Надежды Птушкиной и Людмилы Разумовской. Спектакли ««Ваша сестра и пленница», «Жемчужина чёрная, жемчужина белая», «Зойкина квартира», «Добрый человек из Сычуани», «Медея», «Чума на оба ваших дома», «Любовные похождения Сэра Джона Фальстафа», «Цилиндр», «Ретро».

Архив театра, газета «Новомосковская правда», 28 февраля 2013г.

«С 1999 по 2012 годы лауреатами областной театральной премии «Триумф» стали пятьдесят творческих работников театра».

Эти годы новомосковский театр проживал бурно и стремительно. В должности директора женщина неиссякаемой энергии, энтузиаст своего дела Валентина Вейнбендер. Театр, наконец, обретает свой дом, выезжает на фестивали и гастроли, получает статус театра имени Владимира Качалина, устраивает бенефисы, творческие вечера и юбилеи артистов.

Труппу пополняют молодые талантливые актеры: Максим Казанцев, Алексей Яблонский, Ирина Товологина, Марина Лагутина, Елена Паршкова, Роман Ползиков. Основной состав труппы – заслуженные артисты РФ Светлана Таршис, Александр Новоженин и Наталья Жданова, Вячеслав Голубков, Юрий и Елена Рохно, Валентина Кинарова и Сергей Мочалов, Любовь Ермакова, Николай Танасюк и Владимир Кочетов. На службе у Мельпомены режиссеры Евгений Вялков, Татьяна Орловская, Максим Казанцев в обойме с художниками Фарзатом Халиловым, Еленой Сенатовой и Натальей Агаревой. На постановки приглашаются молодые режиссеры Марина Карпачева, Леонид Чигин, Дмитрий Краснов.

В своих спектаклях «Амагедон.www.ru», «Роман с кокаином», «Морфий» - театр ведет серьезный разговор со зрителем о наркомании. В репертуаре театра идут спектакли по пьесам наших современников Ивана Вырыпаева, Натальи Скороход, Веры Трофимовой, Петра Гладилина, Владимира Ляпина, Сергея Белова, Михаила Бартенева, Ксении Драгунской, Николая Коляды и традиционно - выдающиеся произведения русской и зарубежной классики.

Архив театра, журнал «Страстной бульвар,10»

«Несомненным лидером фестиваля стал спектакль «Воскресение» Новомосковского драматического театра им. В.М.Качалина. Эта авторская версия Дмитрия Краснова зачеркнула наши предрассудки о «несценичной прозе Льва Толстого». Инсценировка крупного романа придумана так тонко и динамично, сюжет прочитывается сценой с кинематографическим изяществом, а элегантность тона и легкость дыхания не могут не впечатлять»

написала о спектакле новомосковского театра в 2010 году известный театральный критик Ольга Игнатюк.

Профессиональное актерское мастерство, талант руководителей и слаженная работа всех служб театра – все это определяет высокий художественный уровень творческих проектов театра.

Сегодня в новомосковской драме появился смелый и решительный лидер, владеющий профессией, умеющий создавать актуальный театр без заигрывания и безвкусицы. Режиссер Дмитрий Краснов, пришел в наш театр, потому что хочет быть именно в этой семье и может взять за нее ответственность. На вопрос, в чем состоит миссия руководителя современного российского театра, в одном из своих интервью он сказал: «Стараться удерживать театр на высоком профессиональном уровне. Искать для него свой путь, правильный и органичный именно для этого коллектива и именно в данной ситуации. И нести ответственность за выбранную творческую политику».

 В репертуаре театра идут строгие и элегантные, пронзительные и открытые ветру нашего времени спектакли - «Первая любовь», «Пигмалион», «Принц и нищий», «Блин 2.Возвращение», «Безумный день или женитьба Фигаро», «Свободная пара», «Сон в летнюю ночь», «Пиковая дама». Театр приглашает на работу известных московских режиссеров.

В конце февраля приступает к постановке спектакля «Мышеловка» Агаты Кристи, заслуженный деятель искусств РФ Валерий Якунин-режиссер Московского Губернского театра. В конце театрального сезона в театре намечается проведение режиссерской творческой лаборатории по современной драматургии в проекте Государственного Московского театра Наций, при поддержке Министерства культуры РФ, с участием столичных режиссеров, педагогов и критиков.

За восемьдесят лет служения Мельпомене, театр - это творческий сплав мастеров сцены и молодёжи. И следует отдать должное этим удивительным людям, которые в прямом смысле этого слова «служат» своему делу с полной самоотдачей и любовью. Директор Максим Казанцев считает, что предназначение драматического театра всегда определялось словом "духовность" и одной из главных составляющих успеха театра является сохранение его традиций, бережное отношение к истории, социальная поддержка и забота о ветеранах театра.

Имена режиссеров, актеров, художников, композиторов, балетмейстеров, гримеров, постижёров, звукорежиссеров, контролеров, бутафоров, осветителей, рабочих сцены, костюмеров, администраторов, директоров можно перечислять бесконечно. Многие из них прослужили в театре 20,30 и 40 лет, многие остались в светлой памяти, кто-то задержался ненадолго, для кого-то служение Мельпомене - вся творческая биография от студенческой скамьи до сегодняшнего действующего репертуара.

 Артистический коллектив состоит из людей творческих, непокорных, ищущих, думающих, а, следовательно, сознательно служащих здесь. Этот дом они выбрали сами, и каждый из них его часть. Но самое главное, что в этом доме неизменно живет та самая провинциальная теплота, нелогичная, парадоксальная вера в небо в алмазах, как говорил Чехов, и творческий союз талантливых людей – влюблённых в искусство.

Свое 80–летие театр отмечает 24 февраля премьерой спектакля «Хозяйка гостиницы» по пьесе Карло Гальдони «Мирандолина» Это классическая итальянская комедия. Премьера пьесы великого итальянского драматурга состоялась в 1753 году в Венеции. И вот уже третье столетие интерес к этой истории не утихает. Бурные события разворачиваются в заурядной гостинице, хозяйка которой – прекрасная Мирандолина – сражает гостей и постояльцев своей красотой.

Спектакль «Хозяйка гостиницы» способен подарить праздник, который останется в душе на долгое время. А главное - после просмотра каждый зритель поймет, что «всё, что нам сейчас нужно – это любовь!»

Татьяна Орловская


Возврат к списку

Написать в редакцию