• novpravda@tularegion.org
  • 301650. Тульская область, г.Новомосковск,
    ул. Комсомольская, д.8
  • +7 (48762) 6-31-88
    +7 953-198-19-31
 
В облака за мечтой 16.06.2019 15:52:00

В облака за мечтой

Продолжаем публикацию материалов об истории создания в нашем городе аэроклуба.

Я научилась летать
Однажды мне пришлось услышать о машине, которая похожа на самолёт, имеет также крылья, элероны, руль поворота, но не имеет самого основного, отчего самолёт летает - мотора. Машина эта называется планером.

 Тогда мне очень странным показалось, - и я даже не поверила – что такая машина без мотора может держаться в воздухе, да еще с грузом – человеком.
Для того чтобы такую машину посмотреть, чтобы убедиться в этом, я пришла на площадку, где производились полеты планера. Оказалось, что всё это верно. Я тогда задалась целью во что бы то ни стало овладеть техникой планеризма и вступила в школу.

 Свою работу я начала с теории, а потом дошла и до практики. Когда я садилась в первый раз на машину, мне было немного страшно, но одновременно я чувствовала торжество. Страшно было потому, что мне доверяют машину, на которой я должна полетать без всякого мотора, без инструктора, и должна сама управлять ею. Но в общем настроение было торжественное, потому что скоро поднимусь в воздух и буду сама пилотировать. И торжество перебороло страх. Усевшись гордо и смело в кабину, я взялась за управление, и планер полетел.

 Планеризм воспитывает у рабочей и колхозной молодежи все необходимые боевые качества. Являясь увлекательным видом военного спорта, он вырабатывает мужество, смелость и находчивость. Молодые работницы и колхозницы должны вступить в планерные кружки.
Работница аммиачного завода Брагина
«Подмосковный гигант» от 15.07.1933 года

Аэроклуб в Сталиногорске
Горсовет ОСОАВИАХИМА приступил к организации в Сталиногорске первого аэроклуба.
Для этой цели позавчера, 4 июля 1934 года, в Сталиногорск приехал начальствующий состав аэроклуба.

 Сейчас ведётся усиленная подготовка к открытию. В Москве уже закуплено несколько самолётов, которые на днях должны прилететь в Сталиногорск.

 Набор слушателей в аэроклуб будет происходить исключительно из среды лучших производственников, лучших ударников овладения техникой. Занятия будут проводиться без отрыва от производства.18 августа 1934 года аэроклуб будет открыт.
Начальник Сталиногорского аэроклуба Огневич
«Сталиногорский пролетарий» от 6.07.1934 года

Сталиногорцы будут летать
Совсем недавно, каких-нибудь 7-8 месяцев тому назад, сталиногорцам казалась такой недостижимой мечта полетать на самолете. И не только в качестве пассажира, праздно глядящего в окно кабины, но самому, взявшись за штурвал, управлять.
Сталиногорцы хотели летать. Поэтому понятно, почему с такой энергией и энтузиазмом хозяйственные и общественные организации города откликнулись на призыв о сборе средств на покупку самолета. Уже собрана внушительная сумма – 85 тыс. рублей.

 К началу года в Сталиногорске насчитывалось всего два планерных кружка – на АТЗ и ХАЗЭ. Первые энтузиасты лётного дела робко садились в кабину планера, чтобы сделать первый подлёт, чтобы научиться трудному делу балансировки. Прошло 8 месяцев. Сейчас планерные кружки есть на всех крупнейших объектах. На азотно-туковом заводе, на ГРЭС, на керамзаводе, на мехзаводе и в городском районе.

 Планерные кружки располагают пятью аппаратами УПАР (учебный паритель), УСЗ – эти конструкции планеров составляют материальную базу кружков.
За первый год планерные кружки выпустили около 70-ти человек. Лучшие планеристы составили основной костяк группы учлётов, комплектуемой аэроклубом. Остальные планеристы, окончившие кружки первой ступени, будут изучать технику парения, технику разворота планеров в воздухе.

 Сейчас аэроклуб временно размещен в здании военно-учебного пункта ОСОАВИАХИМА. Штабом аэроклуба заканчивается оборудование учебных классов: моторного класса и самолетного класса. Уже приобретены необходимые учебные пособия: мотор «М-1» - для практических занятий и отдельные детали моторов и самолета.
Сейчас Горсовет подыскивает постоянное помещение для аэроклуба. Уже укомплектован руководящий состав аэроклуба. Начальником аэроклуба назначен опытный авиаработник т. Огневич, его заместителем по учебно-лётной части утвержден лётчик т. Аренд. Технической частью клуба будет руководить инженер т. Пухальский. Комендантом аэродрома назначен т. Власов.

Одновременно развертывается комплектование учебных групп аэроклуба. В слушатели группы учлётов зачислено 36 человек. Комплектование других групп продолжается.
Уже сделаны первые шаги для создания материальной базы аэроклуба.
Аэроклуб располагает двумя тренировочными самолётами типа «У-2» и «Ш-2». Аэроклубу переданы две имеющиеся в Сталиногорске 25-метровые парашютные вышки – в лагере ОСОВИАХИМА и на стадионе. Эти вышки будут первой ступенью для подготовки парашютистов.
«Сталиногорский пролетарий» от 18.08.1934 года

Парашютист Панкратов – первый в Сталиногорске
Дежурный по станции Угольная Панкратов после успешного окончания планерной школы был послан в Москву на курсы парашютистов. Тов. Панкратов – первый из сталиногорцев, прыгнувший с парашютом с самолета и первым получивший значок парашютиста.
Сейчас Панкратов зачислен в штат инструкторов парашютизма при открывающемся аэроклубе.
«Сталиногорский пролетарий» от 18.08.1934 года

Взаимное шефство с военно-воздушной академией
По решению МК ВЛКСМ комсомольская организация Сталиногорска заключает социалистический договор взаимного шефства с Военно-воздушной академией им. Жуковского.
17 августа 1934 года делегация комсомольцев Сталиногорска, которая выезжала в ВВА для заключения договора, вернулась в Сталиногорск.

 Для окончательного утверждения договора взаимного шефства между комсомолом Сталиногорска и Военно-воздушной академией, 1 сентября 1934 года в Сталиногорск приезжает делегация из ВВА.
«Сталиногорский пролетарий» от 18.08.1934 года

Рапорт
Сегодня, 18 августа 1934 года, в день авиации мы, первые учлёты Сталиногорска, первые члены аэроклуба, рапортуем пролетариям города.
Мы все на синих комбинезонах носим значки, свидетельствующие о нашей принадлежности к лучшим стрелкам и о нашей готовности к труду и обороне. Мы в совершенстве овладели планером, начали изучение авиационного мотора.

 Мы готовы стать достойными сынами нашего пролетарского общества.
Мы призываем всех трудящихся Сталиногорска последовать нашему примеру.
Учлёты Голобыков, Проскурин, Мешков, Плужников, Подсобляев, Чепелев
«Сталиногорский пролетарий» от 18.08.1934 года

Помогу строить аэроклуб, обязательство орденоносного Демкина
16 августа 1934 года проходило общее собрание рабочих строительства ХАЗЭ.

 После доклада председателя горсовета ОСО т. Лубина о Дне авиации, выступил в прениях ударник- краснознаменец Демкин и заявил:
- Мне 60 лет, я имею значок «Ворошиловский стрелок», но летать на планере и прыгать с парашютом мне нельзя. В строительстве аэроклуба я как каменщик даю обещание непосредственно помогать строить, и сам буду участвовать в каменной кладке.
«Сталиногорский пролетарий» от 18.08.1934 года

Аэроклуб имени Бабушкина
С 18 августа 1934 года начал работать Сталиногорский аэроклуб имени лётчика Михаила Бабушкина – отважного участника похода «Челюскина». В дни приезда челюскинцев трудящиеся Сталиногорска обещали сделать свой аэроклуб образцовым. Они сдержали своё слово.
Аэроклуб будет готовить лётчиков-пилотов, авиамотористов, парашютистов и т.д. Уже скомплектована группа учлётов в 36 человек.
Сделаем так, чтобы лётчики-«бабушкинцы» - выпускники Сталиногорского аэроклуба имени Михаила Бабушкина - были свидетельством высоких качеств пилота, высокой выдержки и дисциплины.
«Сталиногорский пролетарий» от 26.08.1934 года

Комсомол строит аэроклуб
15 сентября 1934 года начнет работать парашютная вышка на центральном стадионе строителей.
20 сентября 1934 года начнутся занятия в подготовительной лётной школе аэроклуба. Укомплектован учащийся и командный состав.
Комсомольские организации основных предприятий Сталиногорска принимают активное участие в подготовке к строительству аэроклуба. Комсомольцы ГРЭС обязались дать три платформы шлакобетона, комсомольцы керамкомбината дают на строительство аэроклуба 1000 штук кирпича. Комсомольцы ж/д транспорта берут на себя перевозку этих материалов.
«Сталиногорский пролетарий» от 14.09.1934 года

Два самолёта
15 сентября 1934 года в Сталиногорский аэроклуб прибыли два учебных самолёта конструкции «У-2» и «Ш-2» - Амфибия.
«Ш-2» - это тип самолёта, на котором заслуженный лётчик Союза тов. Бабушкин совершил свои героические полёты над ледовым лагерем Шмидта.
Самолёт «У-2» будет использоваться для теоретических занятий, а самолёт «Амфибия» силами аэроклуба будет перестроен в течение сезона на глиссер, а в зимнее время на аэросани.
Инженер аэроклуба А.И. Пухольский
«Сталиногорский пролетарий» от 17.09.1934 года

1034 члена аэроклуба
На 16 сентября 1934 года зарегистрировано 1034 члена Сталиногорского аэроклуба.
По вербовке членов клуба впереди идёт керамический комбинат. Позорно отстаёт азотно-туковый завод им. Сталина. Там подали заявления только 35 человек.
«Сталиногорский пролетарий» от 18.09.1934 года

 Подготовил
Алексей МАЛАШКИН


Возврат к списку

Написать в редакцию