• novpravda@tularegion.org
  • 301650. Тульская область, г.Новомосковск,
    ул. Комсомольская, д.8
  • +7 (48762) 6-31-88
    +7 953-198-19-31
 
В облака за мечтой 14.07.2019 14:32:00

В облака за мечтой

Продолжаем публикацию материалов об истории городского аэроклуба.

Сегодня прилетают самолеты

Сегодня, 12 января 1935 года, около 3-4 часов дня из Москвы в Сталиногорск прилетают самолеты. Эти самолёты останутся в Сталиногорске для обучения учлётов аэроклуба.

К прибыванию самолётов на аэродром выедет делегация рабочих от заводов. Приедут на лыжах физкультурники. На аэродроме состоится митинг, лучшие ударники заводов будут кататься на самолётах.

                     «Сталиногорский пролетарий» от 12.01.1935 года

Пожалуйста, садитесь - сейчас полетим!

Когда пилот, который должен был подготовить посадочную площадку, въезжал в село – раздался чуть глуховатый колокольный звон. Конечно, не к молитве призывал колхозников этот благовест. В церкви давно уже не было икон – там молодёжь под гармошку плясала, оттуда неслись весёлые голоса, долетали слова бойких частушек. В церкви села Бороздино давно уже был клуб колхоза им. Ворошилова. Колокол сзывал колхозников на митинг. Через час должны были прилететь самолёты Сталиногорского аэроклуба. Их ждали.

Когда пилот проезжал мимо бывшего кулацкого дома, в котором теперь была оборудована колхозная баня, около школы семилетки передового Бороздинского сельсовета, его встретили ребятишки. Больше всех волновались они. Один, самый маленький, до того хотел посмотреть на аэроплан, что даже запутался, смешав все виды транспорта.

- Дядя! Дядя! – кричал он – что, автомобили скоро прилетят?

Ровно через час послышался шум моторов, и, сделав большой круг над колхозом, самолёты пошли на посадку. Им на встречу бежали колхозники – молодёжь, старики, женщины и, конечно, впереди всех, ребятишки. Ещё раз поднявшись, сделав несколько виражей, самолёты опустились на лёд Шата. Большинство колхозников колхозов им. Ворошилова, им. Иванова, им. 14 годовщины Октября – уже собрались около машин. Они рассматривали обтянутые парусиной крылья, заглядывали в кабины.

Митинг был очень коротким. Заместитель председателя Горсовета, т. Свешников, лётчик т. Щегольков рассказали о росте Осоавиахима, о Сталиногорском аэроклубе, который на средства ударников Сталиногорска купил два самолёта, призвали колхозников ударников работать ещё лучше, образцово провести весеннюю посевную, призвали их крепить оборону страны.

- Контакт!

- Есть контакт!

Снова завертелись пропеллеры, загудели моторы. Лучших ударников колхозов пригласили:

- Пожалуйста, садитесь – сейчас полетим!

И тут, по правде сказать, многие струсили. В первую минуту никто не решался подойти к самолётам, очень хрупкими и ненадёжными казались эти маленькие, лёгкие машины.

Первым решился старый колхозник ударник Иван Фролович Мымрин. Самолёт поднялся, сделал большой круг. Когда он приземлился, все внимательно смотрели в кабину. А Иван Фролович сидел в кабине и аплодировал неизвестно кому – себе ли, ударникам Сталиногорска, купившим самолёты, пилотам или колхозникам.

Когда он вышел из кабины, его обступили колхозники. Он только отмахивался от всех вопросов:

-Ну что вы, - говорил он – какой там страшно! Очень здорово, а главное, когда поднялись, не успел я оглянуться, а уже подо мной карьер.

А потом не было отбоя. Каждый хотел первым сесть в кабину. После Мымрина летала шестидесятипятилетняя огородница Екатерина Александровна Дергачева, она была очень довольна. Она в первый раз увидела самолёт и сразу полетела на нем. А ведь когда она садилась в кабину, её внучка плакала от страха за бабушку. Летал и лучший ученик Бороздинской школы-семилетки Ваня Силаев, летала восьмидесятилетняя колхозница Прасковья Болтова, летали 19 лучших колхозников ударников Бороздинского сельсовета. Это была хорошая награда за ударную работу. Это был праздник.

А на другой день – 21 февраля 1935 года – самолёты Сталиногорского аэроклуба катали лучших ударников Маклецкого сельсовета, колхоза «Красный путиловец». Там около 30 человек совершили полёты.

«Сталиногорский пролетарий» от 24.02.1935 года

В день авиации – первый выпуск пилотов

Сейчас в аэроклубе им. Бабушкина обучаются лётному делу 67 молодых рабочих Сталиногорска, членов клуба. Будущие лётчики изучали теорию аэронавигации, а с 3 мая переходят к практическим занятиям на аэродроме.

Планерному делу в Сталиногорском аэроклубе обучается 70 рабочих, которые также, изучив планер, перейдут на самолёт.

К дню авиации 18 августа 1935 года приурочен первый выпуск пилотов, воспитанных Сталиногорским аэроклубом. Нынешние планеристы начнут летать на самолётах в будущем, 1936 году.

«Сталиногорский пролетарий» от 14.04.1935 года

Лётные упражнения курсантов аэроклуба

7 мая 1935 года начинаются лётные упражнения первого звена рабочих-курсантов Сталиногорского аэроклуба. В этом звене без отрыва от производства лётному делу обучаются 26 рабочих химкомбината, ГРЭС и др. предприятий.

Лётные упражнения будут проходить под руководством командира звена т. Швецова и инструкторов Свердлова и Ермакова.

Обучение звена должно закончиться к дню авиации – 18 августа 1935 года. Второе звено курсантов аэроклуба приступит к лётному обучению с 1 июля 1935 года.

                           «Сталиногорский пролетарий» от 6.05.1935 года

Сегодня первая конференция членов Сталиногорского аэроклуба

12 июля 1934 года на митинге, посвященном приезду в Сталиногорск группы челюскинцев, трудящиеся города решили организовать аэроклуб, назвав его в честь своего гостя, славного полярного лётчика – клубом им. Бабушкина.

Первые месяцы ушли на подготовительную работу. Затем начался организационный период, который сегодня, к первой конференции членов аэроклуба считается законченным.

Сейчас аэроклуб насчитывает более 1000 членов из числа рабочих, инженерно-технических работников и служащих предприятий Сталиногорска.

Семь предприятий состоят юридическими членами клуба.

В школах и кружках клуба обучаются: пилотов – 57 человек, планеристов первой ступени 120 человек. С парашютных вышек аэроклуба за апрель, май и июнь месяца совершили прыжки около двух тысяч человек. В авиамодельных кружках занимаются около 200 пионеров и школьников.

Выросла и значительно окрепла материальная часть аэроклуба. Аэроклуб имеет 3 учебных самолёта, 6 планеров, 2 парашютные вышки.

Однако массовая авиационная работа клубом развернута совершенно недостаточно. Вот почему первая конференция членов аэроклуба должна подвергнуть большевистской критике методы и формы работы клуба.

Только при активном участии всех его членов, клуб может обеспечить успешное разрешение стоящих перед ним задач. А задачи эти серьёзны.

В 1935 году аэроклуб должен подготовить 40 пилотов, 350 планеристов, 213 парашютистов. Пропустить через парашютные вышки 7 тыс. человек, вовлечь в авиационные кружки не менее 700 человек. Число членов аэроклуба должно вырасти до 3 тыс. человек.

Тяга и любовь молодёжи к авиации исключительно велика. Задача состоит в том, чтобы привлечь молодёжь к авиационной работе, заинтересовать её в этом и должна сделать первая конференция членов аэроклуба.

                            «Сталиногорский пролетарий» от 18.06.1935 года

18 июля 1935 года на аэродроме Сталиногорского аэроклуба состоялась авиационная массовка. Самолёты аэроклуба катали участников конференции. Программа праздника показала высокие качества лётно-подъёмного состава аэроклуба и была с удовольствием просмотрена участниками массовки.

Также с самолёта была сброшена с парашютом живая свинья. Благополучно опустившаяся на землю.

                               «Сталиногорский пролетарий» от 20.07.1935 года

Сталиногорский аэроклуб к дню авиации

Сейчас наш молодой аэроклуб к всесоюзному дню авиации подводит итоги своей работы.

За год аэроклуб при помощи хозяйственных, партийных и общественных организаций стал одним из излюбленных мест учёбы нашей молодёжи.

Прекрасный капитальный ангар, здание комендантского управления, капитальное бензохранилище на 25 тонн, водомаслогрейка и неплохое лётное поле дают нам возможность готовить лётчиков без отрыва от производства.

К 18 августа 1935 года аэроклуб выпускает первое звено пилотов, 26 человек. За время учебы это звено не имеет ни одной аварии, ни одного отчисления по лётной неуспеваемости.

Наши учлёты в среднем вылетали на семидесятом полёте, т.е. ниже положенной нормы, 8 учлётов вылетали на 58-м полёте. Аэроклуб также подготовил сто планеристов. Сейчас занимаются теорией 120 парашютистов. Парашютисты с 12 по 13 августа уже начинают прыжки.

Аэроклуб имеет две парашютные вышки, с которых совершено более 20000 прыжков. На аэродроме проведено десять авиамассовок, которыми мы охватили 4965 человек. Самолёты пять раз вылетали в другие районы. С марта 1935 года на своих самолётах подняли рабочих, колхозников – 338 человек.

С 1 сентября 1935 года к практическому обучению на самолётах приступает второе звено, состоящее из 30 рабочих наших предприятий, которые закончили уже планерную и теоретическую подготовку.

Однако на этом работа нашего аэроклуба ещё не оканчивается. К дню Красной армии 1936 года мы должны подготовить 25 лётчиков, 150 планеристов первой степени, 34 планериста второй степени, 213 парашютистов, из них 13 парашютистов инструкторов. Мы должны усилить авиамассовую работу на предприятиях, открыть один филиал в ближнем районе, оборудовать классы, лаборатории для занятий учлётов.

Для этой работы нам придётся дополнительно приобрести два самолёта, два мотора и три парашюта.

Задача большая, но выполнимая и наряду с тем очень почётная.

    Начальник лётной части М.Е.Редько

                       «Сталиногорский пролетарий» от 12.08.1935 года

(Продолжение следует)

Подготовил Алексей МАЛАШКИН




Возврат к списку


Написать в редакцию