• novpravda@tularegion.org
  • 301650. Тульская область, г.Новомосковск,
    ул. Комсомольская, д.8
  • +7 (48762) 6-31-88
    +7 953-198-19-31
 
Телевизионных дел мастер 03.01.2017 10:00:33

Телевизионных дел мастер

Сегодня  у нас в гостях Евгений Сергеевич Комаров. Можно сказать, человек-эпоха. Эпоха новомосковского телевидения. Которое, как известно новомосковцам старших поколений и совсем неизвестно молодым, было одним из первых в стране. Страна называлась тогда Советский Союз.

 Евгений Сергеевич, несмотря на солидный возраст, бодр и весел, обладает отличной памятью и охотно делится воспоминаниями. А уж о телевидении – деле всей своей жизни - может говорить безостановочно.  А главное – интересно. Передаем его рассказ. И очень ко времени: шестьдесят лет назад, в ночь на первое января 1957 года новомосковское телевидение впервые вышло в эфир.

Он помнит, как все начиналось

 «НАЧИНАЛОСЬ все – где бы вы думали? – на мелькомбинате. Здание и по нынешним временам высокое, вот там и пристроили тогда две антенны на крыше. Не знаю, может и сейчас они там. Антенны для приема сигнала из Москвы. Маломощный ретранслятор подавал сигнал на город. Кое у кого телевизионные приемники уже были, и их хозяева могли смотреть некоторые передачи благодаря любительской студии и энтузиастам, среди которых посчастливилось быть и мне. Студия располагалась там же, на мелькомбинате, хотя студией, наверное, это можно было назвать с большой натяжкой. Просто помещение и минимум несложного оборудования. Но это было, примерно, в 1955 году, когда ни о каком профессиональном телевидении в нашем городе и речи не было. По крайней мере, на бытовом уровне.

Кстати, те, кто работал в той любительской студии, перешли в созданный в Гипсовом поселке настоящий, профессиональный телецентр, директором которого тоже стал бывший любитель Александр Лидников. Наш город был заметным в ряду прочих районных центров. Тут и большая химия, и угледобывающая промышленность, и научный потенциал. К тому же именно у нас самая высокая точка Среднерусской возвышенности, что для телевидения немаловажно.

Одно из самых ярких моих воспоминаний. Я жил тогда в Новомосковске-2, еще его называли, да и сейчас называют Севером. И мне оттуда очень хорошо было видно, как быстро вырастает телебашня. Одна секция, вторая, третья…»

Заработало!

«БАШНЮ заказывали на Узловском машиностроительном заводе. Это сейчас он в упадке, а тогда предприятие было в числе ведущих. Когда я со своего Севера увидел, что башню построили, то сел на велосипед и поехал на телецентр. Оказалось, поздновато, операторов уже набрали. Но меня, поскольку какой-никакой опыт уже имел, приняли на работу оператором микрофона. Задача состояла в том, чтобы микрофон в камеру не лез, а звук был хороший. Тоже, скажу я вам, работа не пустяковая, определенная сноровка требуется. Камера поначалу на телецентре была всего одна, а когда появилась вторая, меня перевели уже в телеоператоры, это было в феврале пятьдесят седьмого.

Как уже говорил, первая передача состоялась в новогоднюю ночь. Показали мультфильм. Релейной линии еще не было, поэтому из Москвы поначалу мы ничего не транслировали. Зато могли делать и показывать сталиногорцам свои программы, кино и те же мультики. А еще спектакли. Приезжали тульские театры и даже столичные. Прямо в студии ставили декорации, актеры играли в прямом эфире.

Первые передачи были, конечно, о трудовых успехах сталиногорцев: шахтеров, химиков, колхозников. Это были, в основном, встречи в студии. На места выезжали с кинокамерами, которые появились позже. Выезжали на английском автобусе «Бедфорд», очень удобном. Его черно-белые останки долго еще ржавели во дворе телецентра.

Отмечу, что ошибаться было никак нельзя, потому что записывать передачу и только потом пускать ее в эфир не было технической возможности. Эфир был исключительно прямой. Когда была только одна камера, избегать «грязи» можно было только поставив перед объективом лист бумаги и переместив камеру на другой план.

Хорошо помню первый титр. Под марш Вадима Людвиковского, очень жизнерадостный, на экране будто расходился театральный занавес. Этот композитор, кстати, написал также марш знаменитой троицы Никулин-Вицин-Моргунов к кинофильму «Кавказская пленница».

При мне же и набирали самых первых штатных сотрудников. Помню, как пришла первый диктор  Нина Урбанская, к сожалению, недавно ушедшая из жизни. Потом -  Люда Шаталова, очень молоденькая. Ну и, конечно, технические сотрудники. Была даже такая должность – кабельмейстер. Поскольку кабелей было много и они вечно мешались под ногами, кабельмейстер был незаменим. В общем, дело пошло.

Что касается меня, то операторскому делу тогда специально не учили. Поэтому ездил в столицу на курсы, в том числе во ВГИК. Именно в нем я многое почерпнул».

Комаров, Егоров и Левитан 

 «МНЕ посчастливилось пообщаться с таким замечательным человеком, как Юрий Борисович Левитан. Встретился с ним случайно, на лестнице во ВГИКЕ. Даже за короткое время общения понял – замечательный человек. Профессионал и при этом очень скромен. Кстати, голос его в простом общении не отличался от того, каким он произносил знаменитое «от советского информбюро!». Кстати, был у нас замечательный сотрудник и прекрасный человек Володя Егоров, диктор. Говорил по-левитановски – не отличишь!

Со многими настоящими профессионалами мне довелось поработать. Как смотрелась на экране Алла Кириллова! А какая умница, красавица, настоящая интеллигентная женщина. И при этом всегда готовая помочь начинающему. Вот смотрю я на нынешних ведущих, особенно на радио. Называю их не ведущими, а «бегущими». Все торопятся куда-то, часто ударение неправильно ставят, падежи путают. Не та школа…

Первые кадры, далеко не худшие, набирал Валентин Павлович Шепелюк. Сначала он редактировал «Сталиногорскую правду», а потом перевели его на телевидение. Потому что организатор отличный был, умел работу наладить. Если кто-то укорял молодого коллегу в неопытности, вмешивался и приговаривал обнадеживающе, мол, ничего, это быстро проходит.  И вот представляете – уволили его. Приехал какой-то чиновник  из горкома партии и придрался к тому, что у нас по углам якобы окурки валялись. И вот за окурки такого человека выгнали с места, которое он занимал по праву. За тем, что бы чего лишнего на экран не вышло, строго следил цензор, который сидел на первом этаже. Такие были времена. И  сложные, и счастливые одновременно. Есть что вспомнить.

О себе скажу не хвалясь, что  дошел до высшей операторской категории, тогда единственный в Тульской области».

«Новый синафон!»

«КАК и во всякой творческой работе, на телевидении не обходилось без курьезных ситуаций, в которые приходилось попадать и мне. Получилось так, что одна камера стояла на заставке, а весь персонал колдовал над следующей передачей. Я работал с помощницей режиссера, новенькой. Все делать надо было очень быстро, а она замешкалась. Кричу ей: «Новости на фон!» Она опешила: «Какой новый синафон? Не знаю, какой тут новый синафон, а какой старый!»

Еще вспоминается случай на велотреке. Я стоял в самой его середине с камерой. Вот велосипедисты поехали, я их повел. А камера одна была, то есть пришлось мне снимать их одному. Трек-то овальный. Крутился-крутился, пока полностью не обмотался кабелем, с места не сдвинуться.

Всякое бывало за сорок с лишним лет. Выезды на село всегда завершались обильными застольями, сколько бы нас не приезжало, а приезжало иногда до пятнадцати человек. Случались и приключения. Однажды где-то в районе Черни остались без транспорта, а дело уже к вечеру. Видим, стоит какой-то товарняк на путях. Подходим к машинисту, говорим, что с телевидения. Доехать бы нам. Оказывается, машинист этот даже знал нас по фамилиям, вот какая популярность тогда у телевизионщиков была. Так что доехали без проблем».

Сразу и навсегда

ВЛЮБИЛСЯ  в телевидение  Евгений Сергеевич Комаров. Мы побывали в его скромной квартире, в которой стоит старенький телевизор и на стене висит огромная, тех еще времен антенна. Любовно достал папочку с черно-белыми фотографиями, на которых он сам и его коллеги, с некоторыми из которых проработал полжизни. Потом все вместе съездили на телецентр в Гипсовый микрорайон. Оператор прошел по коридорам, зашел в студию. Постоял за камерой.

Счастливого Нового года Вам, Евгений Сергеевич! И спасибо за Ваш беззаветный труд, за те минуты радости, которые Вы с Вашими коллегами дарили поколениям новомосковцев многие годы.

Подготовил Андрей ЛИФКЕ

Фото Алексея ДЕНИСОВА 

 



Возврат к списку


Написать в редакцию