• novpravda@tularegion.org
  • 301650. Тульская область, г.Новомосковск,
    ул. Комсомольская, д.8
  • +7 (48762) 6-31-88
    +7 953-198-19-31
 
Телевидение – это любовь на всю жизнь 14.07.2019 10:06:00

Телевидение – это любовь на всю жизнь

Свой юбилей отметил человек, лицо и голос которого, помнит, наверное, каждый представитель старшего поколения Новомосковска, кто был счастливым обладателем собственного телевизора. Или хотя бы соседом такого счастливчика.

С нами согласилась встретиться женщина, имя которой навсегда вписано в историю новомосковского телевидения – Людмила Михайловна Дьякова, которая уже в 17 лет стала диктором Сталиногорской телестудии, впоследствии была ассистентом режиссера, а затем и режиссером. Всего на телевидении она проработала 33 года. А как впервые попала «на экран», каким было телевидение тех лет и что больше всего запомнилось, она и рассказала за чашечкой ароматного кофе.

Агрономом так и не стала

С самого раннего детства Людмила узнала, что значит жить «на чемоданах». Отец военный, а это в то время означало бесконечные переезды по новым местам службы. Новое жилье, новые соседи, новые школы.

К моменту, когда семья оказалась в Новомосковске (тогда Сталиногорске), девочка перешла в восьмой класс. Десятой по счету школы. Было нелегко, но о том времени она вспоминает с улыбкой. И с учителями ей везло, и с одноклассниками, пусть и временными.

Зато за время всех семейных скитаний у Людмилы отчетливо оформилась заветная мечта: ей хотелось иметь свой дом. Из которого уже никуда не нужно будет срочно уезжать и где можно будет завести свое хозяйство, домашних животных. Посадить сад.

К мечте был прямой путь – поступить в Тимирязевское училище, а после трудоустроиться в какой-нибудь колхоз, получить жилье и стать агрономом. Но не сложилось: набранных на экзаменах баллов для поступления не хватило, и мечта растаяла в воздухе…

«Смотри на обезьянку»

Дальше Людмилу накрыло отчаяние. Учиться не поступила, значит надо идти работать, чтобы не сидеть на шее у родителей, у которых еще и брат - инвалид детства, но вот куда пойдешь, если везде требуется или образование, или стаж? Стесняясь своего положения, девушка даже на улицу старалась не выходить.

Но судьба, как говорят, и на печке найдет. В данном случае в роли вестника судьбы выступила знакомая мамы, которая поинтересовалась, чего это девушка сидит затворницей, а узнав причину, посоветовала Людмиле сходить на телецентр. Мол, молодежь там сейчас требуется.

Прихватив для поддержки маму, девушка пошла. Конкурс проводился на должность диктора. Волновалась Людмила отчаянно, считая, что если и сейчас не пройдет, то окончательно потеряет веру в свои силы.

При первом же разговоре собеседник ее заверил, что даже если ее не возьмут диктором, то он дает слово, что найдут другую должность. И тут Людмила осмелилась поинтересоваться, а кто он такой, чтобы так смело обещать? Оказалось, говорил с ней лично директор Сталиногорской студии Валентин Шепелюк.

Но потом страх снова взял верх: Людмила увидела, сколько еще людей пришло на конкурс. И более взрослые и опытные, и артистичные, и даже просто в более модной одежде…

- А мне всего семнадцать… - Вспоминает тот день Дьякова. Именно поэтому на второе собеседование она решила не ходить. Но… за ней приехали, убедили, и так она попала снова в то место, где решалась ее судьба. Пробы выглядели, по воспоминаниям Людмилы Михайловны, так: сначала просили что-то прочесть из газеты, потом что-нибудь наизусть. Потом «поздороваться с детьми». Смотреть надо было на игрушечную обезьянку, которую специально посадили на камеру, чтобы фокусировать взгляд снимаемого. Лампочку включения от волнения и слепящих юпитеров легко было и не заметить.

И вот, после пробы Людмилы, вынесенный вердикт комиссии. «Она остается».

Учиться, учиться и учиться

Молодежь в то время на студию брали охотно, но не просто всех желающих, а тех, кто готов был работать на перспективу и учиться, учиться и учиться. Людмила и сейчас с огромной теплотой вспоминает всех тех, с кем начинала работать, и пусть сейчас друзей осталось уже совсем немного, все они поддерживают добрые отношения, постоянно встречаются и общаются.

Не забылись и первые шаги на новом поприще. Людмила рассказывает, что студия, хоть и казалась по тем временам большой – 100 кв. м, но половину ее занимала аппаратура. И это не та современная удобная и многофункциональная техника, какой обладает современное телевидение, а громоздкая камера, нестерпимо яркие осветительные приборы, которые нагревали воздух до 60 градусов, так что обмороки у гостей студии случались. Банально даже пленки поначалу не хватало.

Но даже с таким оборудованием люди умудрялись буквально творить чудеса. Людмила Михайловна вспоминает, что и спектакли как-то снимали. Не побоялись в студию даже медведя и тигра пригласить как-то. Правда, как раз с тигром не заладились отношения у оператора, поэтому дрессировщик попросил его удалиться и не нервировать хищника…

Помимо навыков владения техникой и поиска новых методов работы, не менее серьезная подготовка проводилась и с людьми. Работники осваивали новые специальности, повышали свой уровень знаний. Людмила поступила и окончила библиотечный институт (теперь институт культуры), стала ассистентом режиссера. А потом и самим режиссером, но работу по семейным обстоятельствам пришлось прервать.

Где умирают гайки

Семью Людмила обрела, можно сказать, почти без отрыва от работы. Конечно, юная и прекрасная девушка с экрана покоряла многих, и письма были, и поклонники преследовали, да и просто на улицах почти каждый здоровался, но Людмила к этому серьезно не относилась, и звездой себя вовсе не считала. Более того, когда ей как-то сказали, что они были звездами, она очень удивилась. Какими звездами, если блузки напрокат давали соседки по коммуналке, а работать порой приходилось в полевых условиях.

И тем не менее молодость брала свое, и пусть и очень редко, но на танцы Людмила все же успевала бегать. Там она и познакомилась с серьезным молодым человеком, который сразу понравился. Свадьба, рождение дочери, потом сына. Муж был шахтером, часто бывал в разъездах, так что супруги порой не виделись по несколько дней.

Кстати, до определенного времени муж Людмилы был, как и многие уверен, что работа на телевидении это не столько работа, сколько приятное и легкое времяпрепровождение. С первым Дьякова и не спорит: не просто приятное, телевидение – это любовь на всю жизнь.

Но вот что легкое… Однажды муж собственными глазами увидел, как выглядит работа съемочной группы в одном из колхозов, когда только техники с собой телевизионщики привезли целый автобус, а все это надо было вынести, расставить, подключить, а потом еще и спешно спасать от дождя. Тогда и сменил свое мнение.

А еще сколько нервов эта работа порой стоила…

Людмила до сих пор помнит, как однажды ей надо было объявлять, что начинается фильм под названием «Чайки умирают в гавани». И тут случилось непредвиденное. Вместо правильного названия у Людмилы вырвалось:

- Гайки умирают в чавани.

Девушка сама была потрясена, и тут же попыталась исправить свою ошибку, но повторила ровно тоже самое. Фильм начался, а Людмила, убитая горем от своей оплошности, весь фильм просто прорыдала. Съемочная группа, понимая ее чувства, даже не пыталась смеяться или ругать диктора. К слову, этот случай ей даже потом ни разу никто не припомнил. А тогда, уже после киносеанса, Людмиле хотели помочь, попросили произнести «Вы посмотрели фильм…» и уже его правильное название, но девушка вновь уверенно сказала:

- Гайки умирают в чавани.

Далекие близкие

Много и многое из своего телевизионного прошлого рассказала еще Людмила в нашей беседе, припомнила другие интересные случаи, поименно вспомнила всех своих коллег, но, к сожалению, газетный формат не может вместить всего.

И, возвращаясь из прошлого к настоящему, Людмила Михайловна, рассказала, что и сейчас в ее жизни немало интересного. Семья, прежде всего. И пусть близкие теперь живут далеко, в другой стране, благодаря интернету у них есть возможность общаться так часто, как хочется. Не забывают друзья, с которыми она постоянно поддерживает связь и обожает принимать в гостях. А еще есть книги, которые она также любит. И старые фотоальбомы, в которых вся телевизионная история ее жизни снова и снова оживает…

Светлана ЖИЛЯКОВА



Возврат к списку


Написать в редакцию