• novpravda@tularegion.org
  • 301650. Тульская область, г.Новомосковск,
    ул. Комсомольская, д.8
  • +7 (48762) 6-31-88
    +7 953-198-19-31
 
Светлана Светличная:  Душа должна быть без морщин 18.11.2016 09:22:04

Светлана Светличная: Душа должна быть без морщин

В Новомосковске прошел творческий вечер звезды советского кино

Вечер состоялся в рамках ХIV международного фестиваля военного кино имени Юрия Озерова,который с 11 по 15 ноября проходил в Туле и посвящен был 75-летию начала Великой Отечественной войны, 75-летию обороны Тулы и начала контрнаступления под Москвой. Новомосковцам организаторы привезли фильм «Баллада о солдате». Перед показом с новомосковской публикой встретилась Светлана Светличная, вдова Владимира Ивашова - исполнителя главной роли в фильме. Она поделилась воспоминаниями о том, как проходили съемки фильмов с ее участием, добрыми словами помянула коллег по киноцеху. Артистка не скрывает возраста – ей 76!
И при всей внешней элегантности она давно сделала вывод о том, что главное совсем не в том, чтобы у человека не было морщин на лице, а чтобы «душа была без морщин». Нам повезло: Светлана Светличная
дала интервью «Новомосковской правде».

 

Эпоха талантливых
- Тема кинофестиваля военная, вы ребенок войны. Почему для вас важно участие в этом фестивале?
- Войну я особо не запомнила, маленькая была. Но хорошо помню, как папа возвращался с фронта. Мы тогда жили в районном центре Коломак Харьковской области. По улице летом прямо по дороге шли пятеро мужиков в военной форме, такие счастливые, красивые, и мы со старшим братом Валерой, несмотря на то что плохо помнили отца, бросились именно к нему! Я помню это чувство праздника после Победы – действительно, праздника со слезами на глазах. Эта радость существовала очень долго и когда восстанавливали страну. А теперь, я как бы пролистываю страницы памяти, и удивляюсь: сколько тогда было добрых людей! И я пришла к выводу: беда людей объединяет, а не современное «хочу это и могу». А если говорить о фестивале, на нем всегда нужны медийные лица – актеры. Я думаю, что меня пригласили благодаря Володе, моему мужу (Владимиру Ивашову – прим. авт.), снявшемуся в «Балладе о солдате». Хотя некоторые мне говорили: «Светлана, а у тебя есть картина «Пока фронт в обороне», ты бы оттуда фрагмент взяла, привезла на фестиваль…» Там я играла связистку. И, хотя о себе как-то неловко говорить, это хорошая картина! Образ, который я сыграла, - а девушка погибает - мне понравился.
- Вы затронули фильм «Баллада о солдате». Как вы думаете, почему образ Алеши Скворцова так берет людей за душу? Что смог сыграть еще совсем молодой Владимир Ивашов?
- Там вообще все артисты замечательные. Какой Урбанский! А Леждей, когда она спотыкается о костыль!.. Я вообще считаю, что в кино срабатывают детали. Что касается фильма в целом, во-первых, сценарий написал Валентин Ежов – потрясающий сценарист; снимал эту картину – тоже важно – фронтовик Григорий Чухрай, который знал, что такое война. Мало кому известно, что начинал сниматься в роли Скворцова Олег Стриженов. И в это время Григорий Наумович попал в больницу с приступом сердца, и там он много думал – чувствовал: что-то не то получается с фильмом. Он даже сказал:

«Здесь я понял – герой должен быть юный, совершенно пацан. Стриженов – великолепный артист, он может всё сыграть, но это не мальчик!» И когда выбрали Володю на роль Скворцова, Григорий Наумович пригласил Стриженова и показал кинопробу Володи Ивашова и то, что уже было отснято. Чухрай сказал: «Ты видишь разницу? Этот парень поедет крышу чинить, а ты не поедешь…» И Олег, надо отдать ему должное, ответил: «Я всё понял, вы правильно делаете». Все там: и Жанна Прохоренко – героиня с русой косой, и Максимова, которая маму играла, - они будто из жизни, будто камера оператора просто «подсматривала» за тем, что происходит на самом деле. И конечно, Володя знал, что такое война. Он же не был избалованным мальчиком.

Он из простой семьи, где было трое детей, отец работал на заводе, семья жила скромно, в одной комнате. И когда мы поженились, еще и я в эту комнату прописалась. Но я влюбилась сначала именно в Алешу Скворцова, и когда они с Жанной Прохоренко пришли учиться на наш курс, курс Михаила Ромма (где я была «героиней» - моя внешность ложилась почти на все роли, и Михаил Ильич чувствовал, что из меня может получиться неплохая актриса), он давал нам с Володей играть много совместных отрывков из ролей. И там были отрывки с поцелуями, и, как-то он меня поцеловал, что я поняла: это явно «не по роли» – я ему нравлюсь.

- В этом году Чухраю отмечают юбилей в 95 лет. Вы лично были с ним знакомы?
- Я была даже у него дома в гостях с актерами, я была знакома с его женой, с их сыном Павлом. Чухрай – очень теплый человек, для Володи он был всем. Григорий Наумович приезжал на похороны Володи, был приглашен и на сорок дней.

«Не виноватая я!..»
- Ваши роли тоже были хороши, а в «Бриллиантовой руке» вы просто произвели фурор в то время…
- Да, все думают: артисты такие бесстыжие, раздеваются, как угодно и где угодно. А я помню: боже мой, с меня сто потов сходило, когда я знала, что сейчас будет сцена, где мне нужно раздеться. И смотрю, к этому моменту в павильоне, где шла съемка, что-то слишком много людей мужского пола собралось – у нас такого количества в группе не было. Оказывается, по «Мосфильму» прошел слух, что снимается Светличная – а меня уже знали – и она будет раздеваться догола, и поэтому все примчались посмотреть. Но очень хорошо, что Леонид Львович (Гайдай – прим. авт.) пригласил на главную роль Юрия Владимировича Никулина. Знаете, есть такая категория людей: встретишься с ними в поезде, разговоришься и ощущаешь, что этого человека знаешь давным-давно. К такому роду людей относился и Юрий Владимирович, и он мне сказал: «Да ты не обращай ни на кого внимания, всё время смотри на меня – я СВОЙ человек!» И все наши ужимки в кадре – помните, полуулыбки, прищелкивания, мимика – были чистой импровизацией нас двоих. Я как бы подчинялась, он руководил, и сцена вышла как надо. Моя мама, когда посмотрела этот фильм, сказала: «Если бы тебя там не было, кино не получилось бы!» Что скажешь, я – ей: «Ну, конечно, мама!..» А если бы был у меня другой партнер, брюзга какой-нибудь или такой, кто «тянет одеяло на себя» - думает только о себе в кадре, может, и не было бы эффекта, а у нас, к счастью, всё сошлось.

Ждем хорошее кино
- Если вернуться в наше время: как, по-вашему, чувствуется дефицит хорошего кино?
- Время изменилось – и не только в кино, изменилась вся жизнь. Возьмите театр – что там происходит, порой до абсолютной пошлости! А постоянные съемки фильмов-ремейков?.. Последнее, на мой взгляд, вообще ужасно! И делают это бездари, которые сами ничего не могут придумать, поэтому берут чужие идеи. Вообще это называется плагиат. Но все же есть неплохие картины, даже телевизионные фильмы. Сейчас идет телесериал «Таинственная страсть» о шестидесятниках, его можно смотреть. Ведь пройдет время, и забудут, кто такие Рождественский, Евтушенко – знать о них будут только фанаты. Если такие останутся. Я то время хорошо знаю, я сама шестидесятница и со многими была знакома, считаю, что картина получилась. А если брать кино в целом, то сейчас не только у нас – возьмите Голливуд – ничего интересного, не те фильмы. Мы же помним и фильмы Италии, Франции… А у нас какие были!

Потому что были режиссеры! Были же Хуциев, Шукшин, Гайдай и другие… Сейчас, я думаю, безвременье – будем ждать новых Шукшиных. Сегодня я вижу много талантливых детей – надо подождать. Мы все равно возрождаемся, я говорю о России, возродится и культура.

- Спасибо большое за разговор, вы очень открытый, общительный человек, и рассказываете интересно…
- А еще я вкусно готовлю… Девичники устраивала, когда перестройка началась: если гречневую кашу сварить, пожарить лучку в подсолнечном масле да добавить сметану – тогда она еще была дешевая, хорошая, - да селедочку и картошечку, водочку – душевно общались!

Нина ЩЕРБАТЫХ
Фото Владимира СЕРЕГИНА



Возврат к списку


Написать в редакцию