• novpravda@mail.ru
  • 301650. Тульская область, г.Новомосковск,
    ул. Комсомольская, д.8
  • +7 (48762) 6-31-88
    +7 953-198-19-31
 
На строительство Новой Москвы 01.07.2018 12:20:00

На строительство Новой Москвы

29 октября 2018 года в стране отметят 100-летие создания общественной молодежной организации – ВЛКСМ (Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи). Абсолютное большинство новомосковцев старшего поколения в юности были комсомольцами. И сегодня мы открываем новую рубрику
«К 100-летию комсомола», которая будет рассказывать об истории новомосковского комсомола, начиная с самых истоков нашего города.

Разный народ приезжал в начале 30-х годов на строительство Новой Москвы: и по своей воле, и под вооруженной охраной - по приговору. Помня обо всем, мы отдаем долг памяти молодежи того поколения, много пережившей и в большинстве своем свято верящей идеалам социализма, который они строили. В том числе и их руками возникли на пустующей земле промышленные гиганты, действующие и развивающиеся до сих пор; в том числе и их трудом вырос красивый город Сталиногорск. Молодежь, комсомольцы жили идеалами своей эпохи и много сделали для будущих поколений новомосковцев. Начиная рассказ о них, мы использовали все возможные источники: исследования краеведов-историков, работников музея, публикации нашей газеты тех лет. Итак, как всё начиналось…

И в снег и ветер…
...Весна 1930 года. Задуманный комплекс строительства промпредприятий в Бобриках был одним из 18 «сверхударных» строек первой пятилетки. По капиталовложениям он уступал только Магнитке, а по разнообразию производств, их сложности и значению для развития народного хозяйства страны и размаху строительства превосходил ДнепроГЭС и некоторые другие гигантские стройки тех лет.

 Люди сюда ехали со всех концов страны. Непрерывно прибывали поезда, заполненные молодыми строителями Бобрикстроя. На стройку химкомбината приехали много московских и ленинградских комсомольцев. Первыми в Бобрики прибыли столичные комсомольцы, так называемая «группа в счет 200». Большая часть из них была направлена на крупный участок — монтаж огнеупорного и кирпичного заводов, входивших в систему керамкомбината.

 Вторая группа комсомольцев, прибывших «в счет 300», была послана на только что развернувшееся строительство первой очереди ГРЭС № 10 и комбината № 492 (фенольный завод). Среди «трехсотников», помимо москвичей и ленинградцев, были посланцы Тулы, Орла, Тамбова, Украины, Белоруссии, - Бобрики строила вся страна.

 ...Станция Маклец. Несколько построек, маленькие домики и степь. Сюда железнодорожный состав привез молодых людей, направленных по комсомольским путевкам на Бобрикстрой.

 Один из первостроителей С.В. Тимонин вспоминал: «Жалобно скрипели колеса, и паровоз остановился у товарного вагончика с надписью «Станция Маклец».
— Сейчас за вами приедут подводы, — объявил человек в форме железнодорожника.
— Батя, ты скажи, где здесь Новая Москва? — спрыгивая с подножки, стали спрашивать его ребята.
— А вот потерпите маленько, сами увидите, — хитро сощурив глазки, ответил он и ушел в вагончик.

 Скоро подъехало несколько саней и повезли их к месту жительства. В заснеженной степи стояло десятка два бараков и ничего больше. Возле третьего от сооружаемой Любовской плотины возница придержал лошадь:
— Вот это ваш будет. Бачишь теперь, какая она, Новая Москва, — ухмыльнулся мужчина с украинским говором.

 Спать легли в одежде, накрывшись сверху одеялами. Проснулись припорошенные снегом. Где-то в потолке были щели. Утром отправились на работу».
Хотя сборные фанерные бараки росли как грибы после дождя, жилья не хватало. Поэтому вокруг площадок, по оврагам, вскоре появилось много землянок, целый, как тогда называли, «копай-город».
Приехавшие разместились по баракам и землянкам. Получили причитавшиеся каждому одеяло, наволочку и мешок. В наволочку и мешок набили соломы — вот и постель готова.
Тяжелая, изнуряющая работа и минимум отдыха. Особенно мучила грязь. Осенью и зимой работали в две и даже в три смены.

 В июле 1930 года от станции Маклец до стройплощадок проложили железнодорожную ветку. Новую станцию назвали Северной. Это значительно облегчило подвозку стройматериалов.
К августу энтузиасты-строители проложили булыжное шоссе до Бобрик-Донского.

С тачкой в светлое будущее
Имея только лопаты и тачки, комсомольцы под руководством коммунистов горячо взялись за сооружение плотины, которая должна была превратить маленькие реки Шат и Любовку в крупное водохранилище, необходимое для снабжения водой химкомбината и электростанции.
Молодежные бригады и отдельные комсомольцы показывали образцы трудового героизма. Бригады Алексея Веселова, Петра Анатольева, Михаила Берсенева, Николая Фролова, работая на выемке грунта, выполняли по 3-4 нормы в смену.

  По инициативе комсомольской организации создавали молодежные посты, которые выявляли «узкие» места на строительстве и принимали срочные действенные меры к их устранению.
Из воспоминаний В.И. Брагиной, передовика Бобрикстроя, первой комсомолки, награжденной орденом Трудового Красного Знамени: «Очень часто ночью по сигналу нам, комсомольцам, приходилось выходить снова на работу на те участки, где началось отставание. Войдет, бывало, среди ночи в землянку наш комсомольский секретарь Вася Чугункин. Кашлянет вежливо в кулак: «Значит, на работу, девчата. Отставание намечается...». Все тело ноет от усталости. И одежда у печки не просохла. Так не хочется подниматься! И все же выходим в дождь, в стужу, в пургу.

 Были дни, когда мы работали по 18-20 часов в сутки, а отдельные комсомольцы — Анатольев, Веселов, Кондрашов, Савостин, Монахов, Фролов, Щеульников — не уходили с участка более суток».
Профессиональные навыки комсомольцы приобретали здесь же, непосредственно на стройке: днем работали, а вечерами учились на краткосрочных курсах каменщиков, плотников, арматурщиков и бетонщиков. Так в Бобриках складывались свои кадры.

 Когда в середине октября 1930 года было полностью завершено возведение Шатовской плотины, все три прораба и восемьдесят рабочих подали заявления о вступлении в партию.

 Но еще весной, 1 марта, состоялся Первый слет молодых ударников, который объявил поход за освоение техники. Брались на учет все поступающие механизмы и оборудование. Устанавливали комсомольские посты, чтобы техника не простаивала. Штаб (он был создан при комитете ВЛКСМ) напечатал плакаты, их развешивали прямо на механизмах. Шли люди и видели на подъемном кране или лебедке: «Даром пропадают народные деньги, стою без дела, ржавею!» По сигналам комсомольских постов принимались срочные меры.

 А потом был апрельский штурм промфинплана: «Во что бы то ни стало выполним план!». Всего во втором квартале требовалось выполнение работ на 23 миллиона рублей. К первому июня на Любовской плотине программа была выполнена на 103,7 процента, на Шатовской — на 105. Справились с заданием и на всех других объектах.

Лидеры из своих
Имя Федора Васильевича Бубнова — в свое время старейшего работника ремонтно-механического завода химкомбината вошло в летопись теперь уже нынешнего НАК «Азот».

 — Мне вспоминается тридцатый год, — рассказывал когда-то Бубнов. — Жил я в то время на Орловщине в деревне Власове. Как-то среди односельчан зашел разговор о первом пятилетнем плане. Долетел к нам слух, что под Москвой возле Бобриков началось строительство крупнейшего химического комбината. А не отправиться ли и мне на стройку? Посоветовался с комсомольцами. Похвалили, поддержали...

  В числе трехсот других комсомольцев девятнадцатилетний Федор приехал на новостройку. Горком ВЛКСМ направил его на сооружение механического завода — так именовался тогда будущий ремонтно-механический завод химкомбината.

 Вначале Федор месяц учился на курсах слесарей, потом попал в мехмастерскую, где ему самому пришлось мастерить временный верстак. Молодой слесарь сразу же прослыл среди товарищей сметливым, любознательным.
Федора ставили в пример, ведь он выполнял норму на 250-300%. Скоро Бубнову присвоили почетное звание «Ударник».
Намаявшись за день в мастерской, вместе с другими сверстниками после работы Федор выходил на помощь строителям, которые возводили корпуса механического завода. Он рыл котлованы, таскал кирпичи и балки, приготавливал раствор, отвозил на тачке землю...

 Как лучшего рабочего-активиста, чуткого и отзывчивого человека Бубнова вначале избрали секретарем комсомольской ячейки мехмастерской, а потом секретарем заводского комитета ВЛКСМ. К основному делу прибавилось много новых забот. Нужно было выявлять нужды молодежи и запросы, думать об организации учебы и отдыха рабочих.

 Подготовила Нина ЩЕРБАТЫХ
Фото из фондов музея города


Возврат к списку

Написать в редакцию