• novpravda@tularegion.org
  • 301650. Тульская область, г.Новомосковск,
    ул. Комсомольская, д.8
  • +7 (48762) 6-31-88
    +7 953-198-19-31
 
Как пройти в библиотеку? 27.10.2016 12:26:51

Как пройти в библиотеку?

24 октября в мире отмечался международный День школьных библиотек. Он появился в реестре праздников в 1999 году по инициативе ЮНЕСКО и призван привлечь общественное внимание к школьным хранилищам информации. В рамках этого Дня, отмечаемого каждый четвертый понедельник октября, проводятся мероприятия по сбору книг от добровольцев, встречи с авторами произведений и интересными людьми, литературные презентации, профессиональные конференции и конкурсы.

Со школой –
одно целое
ШКОЛЬНЫЕ библиотеки всегда занимали особое место в сфере российского образования. Они имелись при каждом учебном заведении - как духовных школах, гимназиях, лицеях, так и в начальной школе, народных училищах. Прогрессивные представители отечественной педагогики рассматривали школьную библиотеку в качестве важнейшего звена учебно-воспитательного процесса.
А как живет школьная библиотека сегодня? Удивительно, но в эпоху всевозможных гаджетов, интернета и соцсетей она не потеряла своего значения в образовании и воспитании. В библиотеке проводятся уроки и различные мероприятия, а школьные библиотекари могут не только нужную литературу подыскать – хоть на полке, хоть в интернете, - но и сценарий праздника написать, и урок, если нужно, провести.
Не только книги
СВОИ библиотеки есть и в каждой новомосковской школе. Причем их техническое оснащение на достаточно высоком уровне. Во всех, как рассказала библиотекарь информационно-методического центра Елена Шкирина, имеется выход в интернет. Многие оснащены телевизорами, оргтехникой, интерактивными досками, проекторами и другим оборудованием для проведения уроков и различных мероприятий. Да и книжки в них сейчас не только в привычном нам, бумажном варианте, но и на электронных носителях.

На урок –
в библиотеку
- ШКОЛЬНЫЙ библиотекарь – это такой человек, который идет немножечко впереди, первым осваивает новое, - считает библиотекарь школы № 8 Ирина Казанцева. В эту школу, где еще одиннадцать лет назад на базе библиотеки создан информационно-библиотечный центр с более широкими функциями и возможностями, мы и заглянули, чтобы узнать, чем живет школьная библиотека сегодня.
- Когда мы создавали центр, компьютеризация школ только начиналась, - вспоминает Ирина Львовна. - И первый телевизор, потом первый компьютер, первый проектор появились именно здесь, в библиотеке. Поэтому учителя приходили ко мне проводить уроки по всем предметам. Всем же хотелось попробовать что-то новенькое. Даже физику и математику тут проводили, а уж биология, история, литература – вообще святое дело. Так что использование информационно-коммуникационных технологий в нашей школе начиналось с библиотеки.
Интернет в помощь
СЕЙЧАС здесь, помимо книжного фонда в 21 тысячу экземпляров (не считая учебников), - три компьютера и два ноутбука с выходом в интернет, интерактивная доска, МФУ, проектор – далеко не каждый школьный кабинет может похвастаться таким набором. Информационные технологии – «конек» Ирины Львовны. Она создала и ведет сайт информационно-библиотечного центра, является модератором школьного сайта. И найти нужную информацию в интернете для сегодняшнего библиотекаря – не проблема.
- Вчера, например, пришли дети, им надо было «Алису в стране чудес», а в бумажном варианте книги все разобрали. Так я скачала из интернета быстренько и ребенку отдала. Стараемся идти в ногу со временем, я не только про себя говорю. У нас все школьные библиотекари продвинутые в этом плане. Мы общаемся, перезваниваемся, помогаем друг другу, консультируем.

Библиотекари
на все руки
СОВРЕМЕННЫЕ технологии здорово помогают и при организации различных мероприятий, массовой работе, в которой библиотекари играют не последнюю роль. Они ведут различные кружки, в том числе литературные, занимаются с ребятами театральными постановками. Ирина Львовна, например, со своим театральным кружком – объединением дополнительного образования «Берегиня» не раз были участниками и победителями различных конкурсов, становились обладателями гранта главы администрации.
А чего стоит, например, игра «Библиосумерки» в рамках международной сетевой акции «Библионочь», которая очень нравится школьникам. Ведь это здорово – побегать в сумерках по родной школе, выполняя различные задания на литературные темы в соответствии со сценарием, написанным, конечно же, библиотекарем.
- Это как игра по станциям, но замороченная такая игра, - поясняет Ирина Львовна. - Каждый год на разные темы, причем мы стараемся придерживаться той тематики, что задается на международном уровне.
Участие в краеведческих чтениях, сопровождение учебного процесса, поиск литературы для уроков и всевозможных проектов, а то и организация этих самых проектов – все успевают современные школьные библиотекари.
И это помимо работы собственно с литературой и учебниками. Их ведь тоже надо заказать, получить, обработать (номера проставить, записать в инвентарную книгу) – и только потом выдавать школьникам.

Гаджеты
против книг
ФОНД художественной литературы в библиотеке достаточно обширен, есть что почитать и по программе, и просто для души. Но приходят ли за такой «душевной» литературой сегодняшние зависшие в виртуальной реальности дети? Оказывается, приходят, хоть и не так массово, как раньше.
- В принципе, так всегда было, и раньше тоже: кто-то читающий, кто-то нет, - рассуждает библиотекарь. - Больше, конечно, начальная школа приходит. У старших ребят немножко другие запросы. Сейчас Диккенса уже не так читают, как раньше. Понятно, что телефоны – беда общая. Дети в них сидят, не оторвешь. Там проще, там что – файловое мышление, увидел и забыл, а над книгой-то думать надо, через себя пропускать, эмоционально напрягаться. Поэтому, конечно, привлечь ребенка к чтению – задача сложная в современном мире. Но необходимая. И хорошо, что сейчас об этом стали говорить, и говорить на разных уровнях. Надеемся, что позитивные изменения будут.

Марина АЛЕКСЕЕВА
Фото автора 



Возврат к списку


Написать в редакцию