• novpravda@mail.ru
  • 301650. Тульская область, г.Новомосковск,
    ул. Комсомольская, д.8
  • +7 (48762) 6-31-88
    +7 953-198-19-31
 
История о милосердии на фоне бескрайнего неба 31.03.2017 16:11:12

История о милосердии на фоне бескрайнего неба

Знаменитая повесть американского писателя Марка Твена, написанная  в 1880 году на основе исторического сюжета о юном короле Эдуарде VI, найдет свое воплощение на подмостках Новомосковского театра. Премьера состоится 1 апреля.

Историю о двух мальчишках, которые родились в один день, в одном городе и так никогда бы и не встретились, если бы однажды Марк Твен не взялся за перо, представит приглашенная руководством Тульского академического театра драмы творческая группа из Москвы: режиссер-постановщик московского театра «АпАРТе», выпускница Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Нина Григорьева, художник-сценограф, выпускник Российской академии театрального искусства ГИТИС Егор Федоричев, режиссер по пластике, актер театра «АпАРТе» Никита Люшенко.

Накануне премьеры завлит новомосковского театра Татьяна Орловская побеседовала с автором инсценировки режиссером-постановщиком Ниной Григорьевой и художником Егором Федоричевым.

- Десятки экранизаций по всему миру, огромное количество интерпретаций этого произведения на театральной сцене. Пьесы, киносценарии, инсценировки, мюзиклы. Почему вы решили написать свою версию «Принца и нищего»?

Нина Григорьева:

- У разных режиссеров одна и та же пьеса смотрится совершенно по-разному, потому что каждый режиссер по-своему видит жизнь, стоящую за пьесой, и события ее воспринимает как бы через призму собственной индивидуальности. Так, Сергей Михалков по мотивам «Принца и нищего» создал свою пьесу «Нищий и принц» («Том Кенти»), и спектакли по этой пьесе с большим успехом прошли по российским театрам. Но идейная концепция этой пьесы, в которой принц Эдуард выступает в качестве отрицательного персонажа, во многом далека от моего понимания темы. Инсценировки «Принца и нищего» - это серии картин, представляющих своеобразную сценическую иллюстрацию к роману Твена. В драматургическом отношении они довольно слабы. И поэтому мне ничего не оставалось, как взяться за «перо» и написать свою сценическую версию этого замечательного произведения.

- Создание спектакля - процесс увлекательный, и его успех зависит от команды единомышленников. В первую очередь, это актеры, которых надо повести за собой, увлечь своим замыслом и создать творческую репетиционную атмосферу. Как складываются ваши отношения с актерами?

Нина Григорьева:

- Я очень свободолюбивый человек и всячески оберегаю творческую свободу актера, свобода - необходимое условие его самочувствия. У режиссера должно быть особое «чувство актера», когда его берут за руки и осторожно и терпеливо ведут туда, куда нужно, и актер не испытывает насилия со стороны режиссера, но и не может уклониться от замысла, чувствуя его как свой собственный.

- Прозвучат ли в спектакле уже ставшие афоризмом строки Марка Твена «Свет плохо устроен: королям следовало бы время от времени на себе испытывать свои законы и учиться милосердию»?

Нина Григорьева:

- Безусловно, ведь именно милосердию как замечательному человеческому качеству Марк Твен посвятил роман «Принц и нищий». Делая людям добро, сам человек не менее счастлив, чем тот, для кого это добро делается. Поэтому «в милосердии двойная благодать», как сказал в 16 веке Шекспир. Как и эта бессмертная история, сюжет которой актуален и сегодня. Можно поменять время, героев, место действия, город, страну или даже планету - суть от этого не поменяется и судьба в любой момент может перетасовать колоду неожиданным образом. И неважно, что время королей в прошлом. И сегодня правят, пишут законы, выносят решения - какая разница, как назвать деятельность сильных мира сего. Сильных и далеких от самого мира.

- Действие пьесы происходит в 16 веке в Англии династии Тюдоров - разоренной, страшной стране, где на одном полюсе роскошь и изысканность, на другом — нищета и грязь. Будет ли сценография спектакля и образы героев соответствовать классическим?

Егор Федоричев:

- Это будет не совсем классическая история - в ней много современного, узнаваемого. В спектакле есть очень четкое разделение на богатых и нищих людей. Богатые похожи на сказочно-фантомных персонажей, а нищие из века в век одни и те же - они очень похожи на тех из нас, у которых есть мечта стать богатыми. Одежда - знак условностей, которые разделяют людей. Природа не знает ни принцев, ни нищих - от природы все равны. Но наше общество так устроено, что в нем на каждом шагу различия - по социальному положению, по воспитанию и образованию, по цвету кожи. И все можно приватизировать, продать и купить, но только не небо. Поэтому основным элементом в оформлении будет бескрайнее небо, что является главным тезисом о равенстве всех перед Богом. Интересно и то, что многие актеры сыграют по две роли: персонажей из придворного мира и мира улицы. Такой режиссерский ход очень ясно показывает, что какое бы положение ты ни занимал, за какой бы одеждой ни прятался, судить о тебе можно только по твоим поступкам.

- Станиславский говорил о том, что зритель после спектакля должен видеть мир и будущее глубже, чем до посещения театра. Зритель меняется. Его фантазия стала сложнее, совершеннее, тоньше, чем у «доверчивого» зрителя времен Шекспира.
Будет ли эта история с переодеванием интересна сейчас? И какому зрителю вы адресуете свой спектакль?

Нина Григорьева:

- Несомненно, зритель должен уходить из театра, наполненный размышлениями, а не просто похохотав или поплакав. И это будет не просто спектакль, а своеобразный «урок воспитания», в котором скрывается сложный процесс становления человека. В сознании Тома Кенти и принца Эдуарда происходят сдвиги и перемены; каждый из них, попав в необычные для него жизненные условия, преображается не только внешне, но и внутренне. Сама жизнь выступает в роли их учителя, и из уроков, преподанных ею, они извлекают соответствующие моральные и практические выводы. И именно тем, кто начинает делать первые самостоятельные шаги в жизни, кто готовится к переходу из беспечного мира детства в сложный и противоречивый взрослый мир, мы адресуем этот спектакль.



Возврат к списку

Написать в редакцию