• novpravda@mail.ru
  • 301650. Тульская область, г.Новомосковск,
    ул. Комсомольская, д.8
  • +7 (48762) 6-31-88
    +7 953-198-19-31
 
И в Детский парк гулять водил… 31.07.2018 11:10:00

И в Детский парк гулять водил…

63 года назад – 31 июля 1955 года в нашем городе состоялось торжественное открытие Детского парка. Сегодня мы и представить не можем, что такого зеленого красавца в Новомосковске не было. О том, как родилась идея его закладки и как он создавался, рассказывает ведущий инспектор архивного отдела муниципальной администрации Ольга СУМЕНКОВА.

Вначале был бассейн
В 1950-е годы наш город активно строился, население быстро росло, в июне 1953 года в городе насчитывалось 97845 человек. В южной части Сталиногорска жили в то время в основном «угольщики». Именно им пришла в голову идея создать в городе уголок отдыха. Очень хорошо подходила для этого территория около березовой рощи. На месте оврага, по дну которого протекал ручей, было решено соорудить бассейн, рядом высадить деревья и вокруг построить детскую железную дорогу. Чтобы мечту превратить в реальность, жители города откликнулись на призыв горняков.

 3 июня 1953 года «Сталиногорская правда» писала: «Яркой зеленью вспыхнула роща, раскинувшаяся у поселка горняков 27-й шахты. Птицы заполнили ее многоголосьем и веселым щебетом, мелодией пробуждения и радости. Но вот окраины рощи стали заполняться задорными голосами людей, шумом автомашин. Это работники аппарата комбината «Москвоуголь», инженеры и техники, рабочие и служащие отделов и управлений комбината пришли на воскресник, чтобы на месте оврага, разделяющего рощу надвое, начать сооружение водного бассейна. …

С ревом вгрызались в землю бульдозеры, расчищавшие дно и расширявшие площадь будущего бассейна. …Захваченные хорошей инициативой, каждый из работников комбината «Москвоуголь», его отделов и управлений решил отработать на сооружении бассейна не менее чем по 16 часов. В первом воскреснике приняло участие свыше 400 человек».

 Уже к концу июня 1953 года была сооружена плотина, бассейн постепенно заполнялся водой, с каждым днем все отчетливее вырисовывался рельеф будущего водоема. Работниками мебельной фабрики были сооружены: водная станция, пятиметровая вышка, кафе-павильон, танцевальная и волейбольная площадки. 12 июля жители и гости города пришли на открытие бассейна. Гремел духовой оркестр. На плотине сверкала белоснежная галерея, украшенная флагами добровольных спортивных обществ Сталиногорска, Узловой и Донского. После поднятия флага ДСО «Шахтер» начался парад участников спортивного праздника, который продолжился соревнованиями по плаванию. Рядом с бассейном проводились соревнования по волейболу. На другой стороне рощи выступала художественная самодеятельность, проводились массовые игры, танцы. И это было только начало!

Зимой - на поезде
Строительство детской железной дороги планировалось завершить к празднику 36-й годовщины Октября. В начале октября 1953 года рабочие «Мосбасдорстроя» приступили к сооружению железнодорожной насыпи, укладке шпал. Одновременно шло устройство электрической линии. Шахтостроители взялись за паровозное и вагонное депо, водоснабжение.
Рядом с березовой рощей планировалось открытие «уголка Дурова» с обитателями из Московского зоопарка, строительство огромного Дворца физкультуры и спорта, посадка фруктового сада…

 20 декабря произошло радостное событие – открытие детской железной дороги. На праздник пришли тысячи юных сталиногорцев, автобусы подвозили гостей из соседних районов. Из репродукторов звучали песни, играл оркестр, над крышей станции «Березка» развивались красные флаги. «Сталиногорская правда» от 22 декабря 1953 года писала: «Через железнодорожную линию протянута алая лента. Будто набирая сил, паровоз попыхивает парами. Из окошка выглядывает машинист Александр Коновалов, которому доверено вести поезд в первый рейс… Машинист паровоза под бурные аплодисменты присутствующих дает гудок. Паровоз плавно проходит мимо платформы. В окнах вагонов мелькают детские восторженные лица. Поезд набирает скорость.

Вскоре он скрывается за высокой стеной заиндевевшего леса. Через несколько минут с западной стороны рощи донесся гудок. Это значит, что поезд подошел к станции «Дубки» и, не останавливаясь, двинулся дальше. Все с нетерпеньем ждут его возвращения. И вот, ровно через семь минут, со стороны двадцать седьмой шахты, выбрасывая в небо клубы дыма, показался паровоз.

 Вскоре он снова был на станции «Березки», но машинист, приняв жезл от дежурного станции, не остановил поезд, а, развивая еще большую скорость, помчался дальше. И только, сделав второй круг, машинист Коновалов остановил поезд. Четыре километра были пройдены за пятнадцать минут. Из дверей вагонов с радостным и возбужденным шумом высыпали первые пассажиры – пионеры, школьники, воспитанники детских садов. Они делятся своими впечатлениями. А через минуту в вагон вошла новая группа юных пассажиров, и поезд отправился во второй рейс».

     Детская железная дорога в дни школьных зимних каникул была открыта для детей шахтеров, химиков, строителей, железнодорожников, энергетиков - всех тех, кто помогал осуществить эту мечту. Много детей привозили из соседних городов, сел и деревень.

По имени «Берёзовая роща»
К сожалению, летом 1954 года в березовой роще опять стало тихо. Заказчик (административно-хозяйственный отдел комбината «Москвоуголь») не предусмотрел на 1954 год строительство железной дороги, деньги не были выделены и мероприятия по благоустройству детского парка не были продолжены. Дорога заросла травой, рельсы поржавели, вода из бассейна ушла. Около станции «Березки» одиноко стоял паровозик с вагончиками. После статьи в «Сталиногорской правде» от 13 июня 1954 года «Почему не работает детская железная дорога?» работы в детском парке были продолжены. Необходимо было отремонтировать 2680 метров железнодорожного полотна, уложить четыре стрелочных перевода, провести водопровод, оформить аллеи, построить кафе, забетонировать дно бассейна, спланировать парк, высадить деревья и кустарники.

 Непосредственное участие в строительстве парка принимали: комбинат «Москвоуголь» - на субботники выходил и сам начальник комбината Дмитрий Оника, а всеми работами по оборудованию парка руководил начальник АХО комбината Березин; тресты «Мосбасдорстрой», «Сталиногорскжилстрой», «Мосшахтострой». Активно работали над созданием детского парка коллективы авторемонтного завода, 22-й, 26-й, первой Каменецкой шахт, мебельной фабрики, работники аппарата треста «Сталиногорскуголь».

 31 июля 1955 года произошло открытие детского парка. Этот подарок городу был сделан угольщиками ко Дню железнодорожника. Газета «Сталиногорская правда» в этот день писала: «Сегодня открывается детский парк – Березовая роща. Он хорошо оборудован. Начинает действовать детская железная дорога. Здесь также состоятся концерты художественной самодеятельности, массовые игры, танцы». Замечательное культурное событие, о котором мечтали тысячи горожан, свершилось!

 Особенно радовались дети. Они получили в подарок не только карусели с деревянными лошадками, спортивные горки, качели, бассейн, но и детскую железную дорогу. Первым начальником станции был учащийся школы № 1 Саша Бежинин, дежурным по станции – ученица 13-й школы Поля Грищенко, стрелочником – Боря Ключников, помощником машиниста тепловоза – Слава Мещеряков, учащийся школы № 20. Прокатиться на «паровозике» приезжали гости не только из различных уголков нашей страны, но и зарубежные туристы.

Мечты сбываются
В 1976 году заместителю председателя горисполкома Юрию Соколову, главному архитектору города Валерию Гурову и художнику Евгению Евдокимову пришла в голову идея установить в самом маленьком бассейне парка деревянные фигуры богатырей по мотивам сказки Пушкина «О царе Салтане». Группа художников около трех лет трудилась над изготовлением сказочных персонажей. В мае 1979 года работники управления «Союзпроммонтаж» установили на металлическую платформу и укрепили высокие мощные деревянные фигуры, покрытые причудливой резьбой. Впереди были работы по оформлению корабля, установка пушек старинного вида и тяжелых ядер. Все как у Пушкина: «Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят».

 Позже был объявлен конкурс на лучшее оформление истока Дона. Предлагались разные проекты: и бронзовая скульптурная группа донских казаков у места начала реки, и природная глыба, с верхней части которой должна истекать прозрачная струйка вода, символизирующая начало реки, и фонтан с каменным мостиком через исток… В результате в октябре 1989 года была установлена скульптурная композиция двух всадников Шата и Дона по мотивам легенды о русской реке (скульптор Смирнов, архитектор Сыромятников). В канун празднования 70-летия города, в 2000 году, памятник был перенесен на постоянное место ближе к улице Комсомольской.

 …Сегодня все мечты сталиногорцев старшего поколения сбылись! Есть у нас и прекрасный Детский парк, и Детская железная дорога, и оформленный исток Дона, и зоопарк.

 Фото из фонда архива


Возврат к списку

Написать в редакцию