• novpravda@tularegion.org
  • 301650. Тульская область, г.Новомосковск,
    ул. Комсомольская, д.8
  • +7 (48762) 6-31-88
    +7 953-198-19-31
 
18.01.2015 12:17:00

Дети и компьютер

По статистике, каждый шестой случай обращения к детскому психологу связан с компьютерной зависимостью.
Как определить, нормально ли поведение ребенка, или же увлечение перешло роковую черту и стало заболеванием?

- СПОРЫ о том, вреден или полезен компьютер для развития детей, не утихают до сих пор, - рассказывает педагог-психолог Новомосковского центра социальной помощи семье и детям Елена Якушова. - В работах некоторых исследователей можно найти научное обоснование того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка. Игры составлены так, утверждают сторонники компьютерного обучения, чтобы ребенок мог себе представить не единичное понятие или конкретную ситуацию, но все похожие ситуации или предметы. И таким образом у детей развиваются важнейшие операции мышления - обобщение и классификация, которые при классическом обучении начинают формироваться примерно с семи лет. Кроме того, необходимость быстро нажимать на нужные клавиши и сочетать действие рук с действием на экране развивает зрительно-моторную координацию.

Вот только, как показывает практика, дети, обучающиеся на компьютере, пишут как «курица лапой», быстро устают, когда пишут в школе диктанты. Объяснение этому очень простое. Да, работа на компьютере развивает мелкую мускулатуру рук, но лишь до той степени, которая необходима для легкого касания клавиш.
Что же происходит, когда мальчики и девочки садятся к экрану монитора? В виртуальном мире человек, с одной стороны, переживает необходимые ему острые эмоции, а с другой - испытывает ощущение физической безопасности. И ребенок «входит» в виртуальный мир не пассивным зрителем. Там он - главный участник, более того, могущественный творец: хочу - казню, хочу - милую. Одно движение руки, и построен город. Или наоборот - уничтожено целое войско.

Взрослый человек понимает, что ощущение власти над временем и пространство, конечно же, иллюзорное. А вот ребенок не только захвачен ложным чувством всемогущества, но и перестает быть хозяином даже своего - реального - времени.
Коммуникативные навыки, эмоциональная сфера маленького человека формируются прежде всего при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, прогулок по лесу, при взаимодействии с тем, что мы называем «живой природой». Виртуальная же реальность не дает истинного представления об окружающем и формирует искаженную картину мира в том случае, когда ребенка «отдают на воспитание» компьютеру.

Британские психологи по результатам исследований сделали довольно категоричные выводы: пристрастие детей до 9-10 лет пусть даже к развивающим и обучающим играм может замедлить их развитие, подавить интерес к обычным детским играм и контактам со сверстниками, не способствует повышению концентрации внимания и развитию воображения. До 10-11 лет для психического и физического здоровья ребенка гораздо полезнее читать вместе с родителями книги, рисовать и играть на воздухе в подвижные игры.
Если все-таки ребенок с головой ушел в виртуальную реальность – это для родителей повод задуматься. Одной из основных причин возможного появления зависимости может стать тяжелая обстановка в семье или постоянном коллективе. Возможно, кто-то подавляет его авторитетом, отчего у ребенка возникает чувство подчиненного положения, бесполезности попыток самоутвердиться в реальности. Будет полезно ослабить родительский контроль и дать понять, что его мнение может быть услышанным.

Но не стоит запрещать компьютер совсем, делать из него мировое зло. Помните, все хорошо в меру. Обговорите с ребенком, какое время и для каких целей он будет проводить за компьютером. Расскажите ему о перерывах для отдыха и о гимнастике для глаз. Сами проявляйте интерес к компьютеру, и у вас появится больше общих тем для разговоров с вашим чадом.



Возврат к списку


Написать в редакцию