• novpravda@tularegion.org
  • 301650. Тульская область, г.Новомосковск,
    ул. Комсомольская, д.8
  • +7 (48762) 6-31-88
    +7 953-198-19-31
 
03.12.2015 12:29:27

Человек, который наводил мосты

Он самозабвенно любил море.  Сойдя на берег после трех лет срочной службы, за время которой несколько раз прошел вдоль берегов Европы, любовь к морским просторам пронес через всю жизнь. Да, через всю.  На прошлой неделе директора Новомосковского юридического колледжа Константина Алексеевича Макарова не стало…

Неистребимый
романтик
ТОТ, кто впервые входил в кабинет Макарова в руководимом им учебном заведении, в первые секунды терялся - а туда ли попал? Со стен и из всех углов кабинета веяло морем. Магнитики на морскую тематику, флотские вымпелы, флаги, разного рода значки, макеты подводных лодок и надводных кораблей различных классов, морская форма, фотографии. Не кабинет – музей! И в силу того, что друзьями Константин Алексеевич обделен отнюдь не был, «экспозиция» постоянно пополнялась.

Но тут необходимо отметить, что Макаров вовсе не ограничивался собиранием флотской символики. Когда после службы в милиции подполковнику в отставке было предложено возглавить юридический колледж, он не только охотно согласился, но и сразу для себя решил, что повышением успеваемости и укреплением дисциплины среди студентов ограничивать работу не станет. И работать будет так, чтобы его подопечные за время учебы познали не только сухие строки кодексов, но и ветер дальних странствий. Так и только так, искренне считал он, можно воспитать не бездушного законника, а настоящего служителя закона, не чуждого ни чему человеческому.

Друзья Константина Макарова, а, как уже сказано, было их у него множество, рассказывать о том, какой это был человек, могут без остановки, то и дело восклицая: «А вот еще случай был!» Большинству новомосковцев известно, что в рядах Военно-Морского Флота Российской Федерации несет службу подводная лодка, носящая имя нашего города. Но то же большинство не знает, что далеко не все, кто на ней служил и служит, видели, как атомный крейсер выглядит снаружи в натуральную величину. Что уж говорить о штатских. Однажды пришлось Макарову совместно с сотрудниками администрации и своими воспитанниками сопровождать гуманитарный груз для экипажа «Новомосковска». Руководивший миссией Константин Алексеевич набрался решимости и явился к начальнику режимно-секретного отдела завода, где крейсер проходил плановый ремонт. Так, мол, и так, наш отряд хочет видеть лодку в полный рост! Такому нахальству хозяин кабинета удивился несказанно и отвечал в том духе, что за подобные притязания можно и в камеру угодить. Однако Макаров в пять минут доказал секретному чину: гуманитарка гуманитаркой, а дать поглядеть молодым ребятам на военную мощь Родины, тем более названную именем их малой родины – есть лучший метод патриотического воспитания. Кончилось тем, что начальник провел экскурсию лично.

От истока до устья
ПОЖАЛУЙ, самым масштабным завершенным проектом Константина Макарова стал поход по Дону, который вместе со своими студентами и друзьями-единомышленниками осуществил он за пять лет. Шутка ли – почти две тысячи километров на резиновых лодках, хоть и с мотором. И каждый из этих пяти отрезков запомнился участникам, без преувеличения, на всю жизнь. Нет нужды говорить, что состоялась эта эпопея благодаря директору Макарову.
Участники экспедиции не довольствовались лишь донскими пейзажами, неоглядными далями и пьянящим воздухом. У каждого приметного места вроде старинного села Монастырщино у слияния Непрядвы и Дона, Прощеного колодца, далее везде Макаров, будучи эрудитом-краеведом, проводил своего рода урок. А воспитанники и не догадывались, что это урок. Просто внимали, впитывали в себя, так сказать, дым Отечества. Рассказчиком он был неподражаемым.

Были, конечно, и нештатные ситуации. Например, на заключительном этапе, на выходе из Цимлянского водохранилища не знали, как быть. Дело в том, что таким утлым суденышкам, как резиновые лодки новомосковской экспедиции проход через шлюзовую систему воспрещен категорически. Что было делать, кроме как грузиться в авто и объезжать непроходимый участок? Но не таков Константин Алексеевич. Сыграв на том, что у начальника узла очень кстати случился день рождения, командир похода к своим дипломатически талантам прибавил несколько тульских пряников. Участники того похода до сих пор вспоминают, как в русле канала крупные суда класса «река-море» прижимались бортами к причальным стенкам, пропуская наши маленькие, но гордые «резинки». Вот так умел этот незаурядный человек наводить мосты.

С Макаровым –
хоть по океану
СПУТНИКИ Макарова в его путешествиях в один голос говорят, что более надежного командира трудно себе представить. Контроль за дисциплиной осуществлял он полный. Но ненавязчивый. Никаких ЧП не случалось, потому что и в голову никому не приходило тем или иным образом «шалить».
Впрочем, не следует рисовать в этой связи образ этакого сурового строгого шкипера, чуть что – отправляющего провинившегося матроса драить палубу или на камбуз. Напротив, он сам был первый затейник и заводила. Вспоминают товарищи, как однажды во время путешествия по Оке решили разнообразить походное меню речными ракушками. Как, выйдя из устья Дона в Азовское море, запутались в рыболовных сетях, ни туда ни сюда, а через лодки стали прыгать косяком какие-то рыбы. Казалось бы, есть повод впадать в отчаянье. А Макаров схватил флажки и стал сигнализировать потенциальным спасителям, одновременно разгоняя летучих агрессоров.

А еще случай был, когда ездили во Владивосток через всю страну на «Газели». На одной из стоянок член экипажа умудрился потерять паспорт вместе с другими документами и деньгами. Казалось, что безвозвратно. Но и тут Макаров выручил. На обратном пути остановился на предполагаемом месте потери, построил всю команду в цепь и велел прочесать участок дремучего леса. Все думали, что дело безнадежное, но паспорт нашелся! И о таких незабываемых моментах спутники вожака-романтика могут рассказывать часами.
К сожалению, очередной проект, самый фундаментальный и дерзкий – путешествие по Оке, которую на Руси называли Поясом Богородицы, сначала до впадения в Волгу, а потом и до Каспия остался незавершенным. Но хранящие верность своему капитану единомышленники намерены осуществить задуманное. И это будет достойным памятником светлому человеку – Константину Алексеевичу Макарову.

Фото из архива экспедиций



Возврат к списку


Написать в редакцию