• novpravda@mail.ru
  • 301650. Тульская область, г.Новомосковск,
    ул. Комсомольская, д.8
  • +7 (48762) 6-31-88
    +7 953-198-19-31
 
Анна Климова.  Взгляд с экрана 09.07.2017 10:12:59

Анна Климова. Взгляд с экрана

К 60-летию Тульского телевидения, которое, как известно, зародилось в Новомосковске, то есть тогда еще Сталиногорске, мы подготовили материал по воспоминаниям старейшего его сотрудника, оператора Евгения Комарова. Публикация, судя по отзывам, нашим читателям понравилась. И мы подумали – а почему бы не продолжить? И сегодня предлагаем вашему вниманию интервью с еще одним ветераном родного ТВ, Анной Сергеевной Климовой. Чью авторскую программу «Земляки» и по сей день помнят телезрители старшего поколения.

Из педагогов –
в журналисты
- Анна Сергеевна, давайте с самого начала. Как получилось, что вы, не имея специального образования, попали на телевидение, а вскоре и стали одним из самых узнаваемых его лиц?

- А у кого оно тогда было, специальное? Люди приходили из газеты, просто с улицы, как вот, например, и я, педагог по образованию.
- Но все же. С чего-то ведь все начиналось?
- С того, что я после филологического факультета Московского пединститута по распределению уехала в Иркутскую область. Два года учительствовала в сельской школе и не скажу, что мне не нравилось там, неподалеку от Байкала. Но на малую родину тянуло, да и к сельской жизни тогда не особенно тяготела. А тут еще и подружка моя Женька, с которой вместе жили в общежитии, вышла замуж. Осталась я одна. Подумала-подумала и домой поехала.
Приехать-то приехала, а здесь работы нет никакой! РайОНО, была такая структура, ведавшая образованием, отправило меня в Шишловскую сельскую школу. Молодежь не поверит, но туда тогда только самолетом можно было долететь. И это не шутка! Автобусного сообщения не было. Я отказалась. А в Шахтостроитель (ныне Первомайский – авт.) автобус ходил. Подрабатывала пионервожатой. В общем, никак не могла себя найти. А тут подружка Татьяна при случае говорит, мол, на телевидении нужен диктор. И я пошла.

- И что – так сразу и взяли?
- Сначала спросили, а что это – диктором-то, а корреспондентом? Перечить я не стала. Тем более что в вузе был факультатив редактирования, и вообще, как мне казалось, это дело мне не чуждо. И начала потихоньку. Сначала выпускающим редактором. Составляла программы и писала тексты диктору. Сложного ничего не было. Даже, честно говоря, мучилась от безделья. Прихожу на летучку, там разбирают программы, обсуждение горячее идет, а с меня какой спрос? За пять минут написать пять строчек, а все остальное время бездельничать. Но после первой же поездки в качестве корреспондента поняла – вот это мое!
- Помните эту поездку?
- Конечно! С Володей Волковым, а мы были знакомы с ним еще по учебе в 18-й школе, съездили на Болоховский машзавод. Я написала зарисовочку. И потом понемногу меня начали хвалить, мол, есть в девчонке что-то такое, умеет зацепить. Честно говоря, я и сейчас такая. Люблю подмечать нюансы, просто из повседневной круговерти выхватывать какие-то интересности, вроде бы незначительные. Наверное, в моей давно бывшей уже профессии без этой, я считаю, врожденной способности никак.

ПТС пришла на смену «говорящим головам»
- Другими словами, в новую профессию окунулись вы с головой?
- Я бы сказала, с говорящей головой. Ведь поначалу техника была, скажем так, не на уровне. Ну что были за сюжеты: двое-трое выступающих, я с ними, и дадут какие-никакие подсъемки. Скучновато, невыразительно. Бедно. Однообразно. Но тут появился цвет, передвижные телевизионные станции (ПТС). Я начала делать передачи из дворцов культуры, районных центров. И пусть они были «слизаны» со знаменитой программы «От всей души». Как, впрочем, и сейчас. Мало кто что-либо свое, оригинальное выдумывает. Но тогда работалось с душой, ведь мы не только «слизывали», но и учились.
- В ваше время заботилось ли каким-то образом начальство о повышении уровня региональных телевизионщиков?
- Два месяца жила и работала на Шаболовке, как раз повышала квалификацию. Точнее, на Шаболовке учились, а в Останкино проходили практику. Там с нами занимались настоящие мастера. В 80-м наши поехали на Московскую Олимпиаду. Валентин Воробьев как режиссер, Евгений Комаров как оператор, Геннадий Галкин как инженер. Это уже было даже не повышение квалификации – ответственейшая работа, сами понимаете. И получили они очень хорошую оценку. То есть их признали настоящим профессионалами.

«Земляки»
как вершина творчества
- Вероятно, в результате учебы и появилась, не побоюсь такого определения, ваша знаменитая программа «Земляки». Расскажите о ней поподробнее. Думаю, многие наши читатели вспомнят ее с ностальгической теплотой.
- Понимаете, когда я приезжала в село делать какой-нибудь сюжет, то успевала столько «нарыть» интересного материала, который в сюжет, конечно, не входил, эфирное время не позволяло. И от этого до слез было обидно. В конце концов, мне разрешили попробовать делать то, что я задумала. То есть достаточно продолжительную программу из периферийных населенных пунктов, где все друг друга знают, где добрые, бесхитростные люди, при этом очень интересные. Так и появились в эфире «Земляки».
- Сам процесс создания программы в целом давайте не будем вспоминать, а лучше расскажите о запомнившихся моментах, ярких, навсегда оставшихся в памяти.

- Ну вот, например, ездили мы в Иевлево, это в Богородицком районе. Люди там все были такие увлеченные свиноводы, что если мороз, то свиноматку с поросятами на перину положат, а сами в свинарнике будут спать (смеется). Кроме того, там было свекловичное хозяйство, и во время Великой Отечественной, при председателе Глашкиной, к сожалению, не помню имени-отчества, (ей потом присвоили звание Героя социалистического труда) колхоз на свои средства приобрел для Советской армии танк. Вот я и придумала, дай-ка организую местным встречу с бывшим председателем, которая давно уже жила в райцентре. Получилось очень душевно. Хотя не сразу, сельские еще таили обиду на нее – кому-то трудодни «зажимала», кого-то штрафовала. Но потом все эти обиды подевались незнамо куда.
Вообще, все программы помню, давались они большим, но очень интересным трудом. Помню, поехали в Волово. А перед этим как раз в космос отправился земляк воловцев, уроженец деревни Пруды Евгений Хрунов. Самого пригласить не удалось, но праздник все же состоялся. В Люторичах нас тоже очень тепло встретили. Тогда там шахтеры жили, а это особая каста. Все вместе праздновали, даже в новогоднюю ночь наряжали елку в лесу и всем поселком собирались вокруг нее. А какие люди! Сами, безо всяких официальных программ капитальных ремонтов сколотили бригады и ремонтировали крыши. Забесплатно, в свободное от работы время. Можете сейчас себе подобное представить?

Тоже дело было в Воловском районе. Снимали доярок на ферме. Они пошептались и отправили одну домой. Она нажарила картошки с салом, выставила соленья. И, помимо прочего, на столе шампанское! Наверное, на Новый год берегли. А потом они поняли, что мы люди простецкие, и говорят, мол, хватит нам эту «аверьяновку» пить. Ну и… Сами понимаете!(смеется). Не без гордости скажу, что ко мне очень хорошо относились, ждали, узнавали, - ой, сама Климова к нам приехала! Дарили подарки, как Якубовичу в «Поле чудес». Не скрою, очень приятно все это было.

- Судя по всему, атмосфера в коллективе царила самая доброжелательная?
- Конечно! Мало того, что работали многие семейными парами, вся команда была как одна большая семья. В доказательство приведу пару случаев, которые объяснят все. Только имен называть не буду, но уверяю, это все очень известные в городе люди, правда, их уже нет, но в памяти зрителей, читателей, друзей и знакомых они живы.
Один из режиссеров очень любил на обеденный перерыв уйти пораньше, а вернуться попозже. А чтобы начальство не упрекало, уходя, оставлял на своем рабочем столе портфель. Что, по его мнению, должно было свидетельствовать: вообще-то он на работе, просто отлучился на минутку. И однажды коллега приколотил этот портфель к столу гвоздиком. Представляете, каков был эффект?

Моя непосредственная начальница, и не только моя, мы звали ее мамой, имела привычку всегда поднимать воротник пальто. И вот мы, девчонки, на изнанке воротника вышили ей крупными буквами «ПРЕССА». Так она «представителем прессы» в автобус рейсовый, возвращаясь с работы, и вошла. Были и другие подобные, как потом стали говорить, приколы. И ведь никто из разыгрываемых никогда не обижался, настолько были близки наши отношения.
- Вы проработали на телевидении ровно тридцать лет. И ушли в возрасте, когда журналист не только может передавать наработанный опыт и мастерство идущим на смену, но и сам выдает материалы высокого уровня. Почему не продолжили карьеру?
- Эх… Я ушла в один день с Ельциным. Помните, что были за времена? Пришли новые люди, которые решили, что от такого как я «старья» надо избавляться. Вот и избавились. Только что-то я не заметила, чтобы кто-нибудь из тогдашних «новых» стал журналистом, все как-то рассосались, что ли. Да и бог с ними. Я очень быстро нашла себе новую, тоже очень яркую и интересную профессию. Стала «работать» бабушкой собственных внучат. К тому же осуществилась давняя мечта, которая появилась у меня в эпоху «Земляков». Меня покоряли природные красоты в тех местах, куда мы выезжали на съемки, простая, размеренная деревенская жизнь, добрейшие люди. Уже тогда захотелось иметь домик в деревне. И он есть!
А тем телезрителям моего поколения, которые помнят меня, в том числе героям моих программ передаю самый сердечный привет. Я тоже вас помню!
Беседовал Андрей ЛИФКЕ
Фото из архива Анны Климовой и Центральной городской библиотеки

 

-



Возврат к списку

Написать в редакцию